Бизнесменам облегчат проверки

С февраля 2010 года в правилах проведения проверок субъектов предпринимательства должны произойти изменения. Теперь они будут осуществляться по новой системе управления рисками. Об этом Profinance.kz сообщил руководитель департамента развития предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Рустам Акбердин.

С февраля 2010 года в правилах проведения проверок субъектов предпринимательства должны произойти изменения. Теперь они будут осуществляться по новой системе управления рисками. Об этом Profinance.kz сообщил руководитель департамента развития предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Рустам Акбердин.

«Внедрение новой системы позволит сфокусировать деятельность контрольно-надзорных органов Казахстана на потенциально опасных субъектах предпринимательства и снизить количество проверок законопослушных бизнесменов», - сказал Р.Акбердин.

Как рассказал Profinance.kz международный эксперт Проекта USAID по улучшению бизнес среды в Казахстане Игорь Гуцан, отныне каждый госорган на основе своих критериев, будет распределять предпринимателей по 3 степеням риска. Суть этой системы достаточно проста. В ее основе будут лежать 2 вида критериев: объективные и субъективные.

Как пояснил эксперт, объективные критерии предоставляют собой числовые статистические данные, определяющие потенциальные последствия при нарушении законодательства.

«Например, в противопожарной безопасности определяющим является количество людей, которые могут находиться в одном месте одновременно, степень воспламеняемости строительных материалов и прочее. При санитарно-эпидемиологическом контроле особую роль уделяют предприятиям, производящим пищевую продукцию. Качественное питание начинается с этих предприятий. А потом уже идут объекты общественного питания и оптово-розничная продажа. Для налоговой проверки акцент идет на предприятия, занимающихся производством подакцизных товаров. Поскольку получаемые с них налоги являются существенными для государства», - добавил специалист.

К субъективным же, отметил эксперт Проекта USAID, относятся уровень соблюдения предъявляемых законодательством требований, уровень допустивших или не допустивших грубых нарушений и др. Эти критерии будут основополагающими при занесении того или иного предпринимателя в высокую, среднюю или низкую степень риска.

«Для этого предусмотрена бальная система. Возьмем противопожарную безопасность. Допустим, вы имеете свою гостиницу, рассчитанную на 100 человек, и каждый раз при оплате налогов обнаруживаются нарушения законодательства. С точки зрения объективных критериев, гостиницы, обслуживающие свыше 50 человек, относятся к группе высокого риска опасности для клиентов. Там же учитываются, из чего построено здание, имеются ли легко воспламеняющие детали и прочее. И если хозяин гостиницы при этом не проводит с персоналом обучающие тренинги по эвакуации клиентов при возможных угрозах и другие меры, это является субъективным критерием. Он, безусловно, будет больше ощущать на себе увеличение количества проверок», - полагает И.Гуцан. Предприниматель, стремящийся к соответствию нормам объективных и субъективных критериев, по бальной системе будет попадать в более низкую степень риска, добавил он. Соответственно почувствует обратный эффект. По мнению эксперта, акцентирование внимание на нарушителях, будет способствовать стимулированию законопослушного поведения бизнесменов.

Главным плюсом данной системы является переход от надзора к профилактике проведения проверок, что значительно облегчит бремя предпринимателей, в свою очередь считает Р.Акбердин.

«На сегодняшний день контрольно-надзорные органы в состоянии охватить проверками всего 7-8% от общего количества предпринимателей. А что делать остальным? Ждать или готовиться? Система распределения групп риска поможет сфокусировать возможности проверяющих органов на наиболее опасных субъектах, не обременяя остальных», - пояснил Profinance.kz руководитель департамента.

«Это, во-первых, поднимет эффективность деятельности контрольных органов. Во-вторых, значительно упростит саму процедуру отбора в список плановой проверки. Так, согласно поправкам в закон «О частном предпринимательстве», мы обязали госорганы опубликовать критерии отбора в плановую проверку до 2 февраля текущего года. На сегодня, из 44 проверяющих сфер больше половины уже предоставили нам образцы документов», - подчеркнул Р.Акбердин.

«Реформа прямо коснулась и самой процедуры проверок. Согласно внесенным изменениям в законодательство о предпринимательстве, планируется оптимизировать проверки путем создания проверочных государственных листов», - отметил Profinance.kz И.Гуцан.

По словам Р.Акбердина, это основные требования, предъявляемые к субъектам бизнеса. В Латвии, например, для проверки салона красоты в проверочном листе санитарной службы предусмотрено всего 10-15 требований, подчеркнул он, добавив, что в Казахстане количество критериев зачастую превышает тысячный порог. По его словам, Минэкономики уже работает над оптимизацией листов, и в скором времени критерии проверочных листов будут в свободном доступе. Имея такой список на руках, бизнесмен не допустит беззакония со стороны чиновников, считает глава департамента.

«В области улучшения системы проверки субъектов бизнеса не было включено 2 важных момента», - считает президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев.

«Это административная реформа, по которой бы предусматривалось сокращение контрольно-надзорных органов и исключения дублирования их функций. А также эффективная система оценки эффективности госорганов», - пояснил В.Ямбаев.

«Сейчас у нас, чем больше нарушений и штрафов, тем лучше. А в идеале, чем меньше количество правонарушений, тем эффективнее работа госорганов. То есть, чем больше контролирующий орган выявляет правонарушений и штрафов в пользу государства, тем лучше оценивается его работа. Если же государство будет делать акцент на профилактике нарушений, это приведет к их снижению. А чем меньше в стране преступлений в какой-либо секторе жизнедеятельности, тем лучше работает орган. Вот принципиальное отличие в системе оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Казахстана от практики развитых стран», - добавил президент Алматинской ассоциации предпринимателей.

По мнению председателя Ассоциации таможенных брокеров Геннадия Шестакова, необходимо также поменять саму концепцию закона о частном предпринимательстве.

«В развитых странах мира в основе концепции закона о предпринимательстве прописана заявительная система, где любой гражданин имеет право заявить о желании работать и зарабатывать. В Казахстане в основе закона лежит разрешительная система, где государство решает вести тебе бизнес или нет», - сказал Profinance.kz Г.Шестаков.

«Перенимая европейский опыт по оптимизации проверок, мы упускаем концепцию камерального контроля, присутствующую на Западе. Суть в следующем. Если есть правонарушение, то контролирующее ведомство отписывает его и отправляет предпринимателю. У бизнесмена на изучение этого правонарушения есть срок до одного месяца, по истечении которого он отправляет ответ госоргану. Проводится анализ проверки, и если обнаруживается конфликт мнений, то у контролирующего ведомства есть право выехать на проверку. Во-вторых, там нет плановых проверок. Определяющим является сам факт правонарушения, от которого идет анализ, а потом проверка. Эффективность таких проверок составляет порядка 80%. У нас этого, к сожалению, нет», - резюмировал председатель Ассоциации.

22.01.2010

Арман Джакуб, www.profinance.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.