Как не раздуть «пузырь». Необходимо развивать строительный рынок, не повторяя ошибок «чрезмерного» кредитования

Первой знаковой приметой оздоровления экономики стало размораживание незавершенных строек: в период кризисных обострений государство «влило» в рынок недвижимости немало казенных средств, чем способствовало череде долгожданных новоселий по стране.

Первой знаковой приметой оздоровления экономики стало размораживание незавершенных строек: в период кризисных обострений государство «влило» в рынок недвижимости немало казенных средств, чем способствовало череде долгожданных новоселий по стране. На очереди – реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства: по выражению Премьер-Министра Карима Масимова, проблемы этого сектора долгое время из-за нехватки ресурсов решались «по остаточному принципу». Неудивительно, что при таких стратегических задачах на базе Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и торговли было образовано отдельное ведомство. Вчера отраслевое агентство, которому нет еще и года, впервые отчитывалось о результатах своей работы перед главой Правительства.

Председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин посетовал, что объекты коммунальной инфраструктуры в стране изношены на 70%, из-за чего по «дороге» к потребителю теряется в среднем 35% тепловой энергии и 32% воды!

В Послании Главы государства текущего года содержится четкая установка – модернизировать систему жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, снизив удельные эксплуатационные затраты и внедрив ресурсосберегающие технологии. Премьер в свою очередь поручил ускорить разработку соответствующей программы и представить ее в Правительство до лета.

– Вопросы ЖКХ, с одной стороны, это ответственность государства, с другой – такое их «одностороннее» решение порождает иждивенчество. Человек должен нести соизмеримые расходы на содержание жилья. С проектом нового бюджетного цикла мы должны решить этот вопрос, – подчеркнул К. Масимов.

Как проинформировал С. Нокин, уже определены три основных направления документа: реконструкция действующих инженерных сетей и объектов коммунального сектора, водоснабжение населенных пунктов (100% доступа к качественной воде) и создание институ­циональной основы для повышения эффективности ЖКХ (совершен­ствование правовой и нормативно-технической базы, применение механизмов государственно-частного партнерства).

Говоря о «новых возможностях» в десятилетие грядущего экономического подъема, Нурсултан Назарбаев указал на огромный потенциал системы жилищных строительных сбережений. В ходе расширенного заседания коллегии агентства был представлен проект по строитель­ству жилья для широких слоев населения Жилстройсбербанка. Однако Премьер предписал его «доработать», стимулировав процесс.

Стимул требуется и развитию собственной стройиндустрии в свете задачи по повышению казахстанского содержания. Агентство уже рекомендовало администраторам программ, проектным организациям и РГП «Госэкспертиза» при разработке технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации и проведении госзакупок максимально использовать оборудование, строительные материалы, изделия и конструкции отечественных товаропроизводителей.

По словам К. Масимова, «систему госзаказов нужно выстроить таким образом, чтобы частное предпринимательство получило четкий сигнал» о нишах, нуждающихся в освоении. Премьер заверил: Кабинет министров окажет любую необходимую помощь МСБ.

Именно на роли бизнеса в процессе восстановления экономики сделал акцент Президент в Послании. Частному сектору обещано устранить оставшиеся административные барьеры. Особенно в совершенствовании нуждается система лицензирования в строительной отрасли. По данным ведомства, в республике выдано порядка 38 тыс. лицензий.

– Ни для кого не секрет, что далеко не все лицензиаты качественно и в полном объеме выполняют свои функции. Но мы принимаем меры по оптимизации разрешительной системы и сокращению лицензируемых видов деятельности, – прокомментировал С. Нокин.

В частности, специалисты агентства предлагают разделить лицензии на категории (в зависимости от опыта, финансовой составляющей субъекта), разработать новые квалификационные требования, передать экспертные работы и инжиниринговые услуги в сферу аттестации, а производство строительных материалов, конструкций и изделий – в сферу сертификации…

Глава ведомства напомнил, что в Послании народу Президент поставил задачу принципиальной важности – обеспечить интеграцию Казахстана в региональный и мировой рынок. Но серьезным препятствием для этого остаются несовместимая с передовой зарубежной практикой действующая нормативная база и система технического регулирования в строительстве. Перемены в этом секторе уже стартовали, однако весь сложный путь, который развитые государства проходили в течение десятилетий, нам предстоит пройти за пять лет.

– Реформа технического регулирования позволит республике войти в качестве равноправного участника в международное торгово-экономическое сообщество, повысить конкурентоспособность экономики и ее высокотехнологическое развитие, – заключил С. Нокин.

Премьер-Министр поддержал эти устремления, но поделился своими опасениями: когда кризис окончательно закончится и в Казах­стан придут финансы извне, банки могут снова увлечься чрезмерным кредитованием строительного сектора…

– Нужно сделать правильные выводы из всех проблем и их причин, чтобы в будущем не допустить повторения ситуации. Последние 2,5 года львиная доля времени тратилась на решение вопросов раздутого «пузыря» на рынке недвижимости. Строительный сектор должен развиваться умеренными темпами, дабы не было скачков цен. И для Агентства по делам строительства и ЖКХ, финансовых регуляторов и добросовестных строительных компаний – это ключевая задача, – подвел итоги К. Масимов.

03.02.2010

Светлана АНТОНЧЕВА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.