Как будем жить

Что ждет строительную отрасль Казахстана? Как будут контролироваться деньги, пущенные на реформирование системы ЖКХ? Можно ли не переплатить при постоянном удорожании электричества, воды, отопления?

Что ждет строительную отрасль Казахстана? Как будут контролироваться деньги, пущенные на реформирование системы ЖКХ? Можно ли не переплатить при постоянном удорожании электричества, воды, отопления? На эти вопросы после завершения расширенной коллегии в Агентстве по делам строительства и ЖКХ ответил экс-председатель Комитета по делам строительства, депутат сената Кайсар ОМАРОВ.

– Кайсар Оспанович, вы разделяете стратегию, о которой на коллегии рассказало новое руководство агентства?

– Да. Цели, поставленные руководством агентства, полностью соответствуют поручениям главы государства.

– Но в агентстве считают возможным в ближайшие несколько лет «вбухать» 300 миллиардов тенге в реформирование системы ЖКХ и модернизацию инженерных сетей, даже не проведя ревизию прошлогодних бюджетных вливаний на эти же цели. Где гарантии, что деньги снова не уйдут в песок?

– Вот вы говорите, что в прошлом году вбухивали деньги. Да, может быть, подготовки не было в должной мере. Но сейчас же разговор ставится несколько по-другому. В агентстве разрабатывается программа реструктуризации и реформирования системы ЖКХ, инженерной инфраструктуры.

– В Казахстане таких программ хватает. Нет четкости и прозрачности в принятии решений. Согласны?

– Какой-либо действенной программы в сфере ЖКХ еще не было. В последние годы ни одна программа в этой сфере не разрабатывалась.

– Наверняка вам, как бывшему председателю Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и торговли, не составит труда назвать болевые точки в системе ЖКХ, в строительной сфере, не названные на коллегии.

– Скажем так: доклад председателя агентства был очень коротким, и все темы за 20 минут не осветишь. В то же время не прозвучало, что же делается после принятия в прошлом году поправок в законодательные акты, касающиеся дальнейшего развития жилищно-коммунальной сферы, контроля государства над КСК, созданием кондоминиумов, обеспечением ремонта общедомового имущества. На коллегии это абсолютно не прозвучало, не сказали об этом и выступившие заместители акимов. Но повторюсь: просто мало времени было отведено на все доклады, хотя нас действительно интересует, а что же сделано по этим законам. Ни слова не прозвучало на коллегии и о том, как действует новый закон о долевом строительстве. Если строго соблюдать принятые поправки в закон, то уже никакого дутого «пузыря» на рынке недвижимости не будет.

– О каком «пузыре» можно говорить, когда стройки заморожены даже в Астане?

– Премьер-министр Карим Масимов правильно сказал: кризис не вечный процесс, пройдет год-два, и «пузырь» на рынке недвижимости может возникнуть вновь. Но при соблюдении закона о «долевке» это не повторится. Что касается остановившихся строек, вспомните 90-е годы: у нас же тоже все стояло до 2003 года. А потом движение пошло. И я больше уверен, что через год-два все оживет и объемы жилищного строительства увеличатся. Ведь все, что мы делали и сейчас делаем, не покрывает потребности казахстанцев в жилье.

– У вас есть конкретные цифры?

– По моим данным, порядка 800 000 семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Это примерно три миллиона жителей Казахстана – громаднейшая цифра. На коллегии много говорилось о необходимости дальнейшего развития системы жилищных строительных сбережений, и правильно было сказано, что она нуждается в новых реформах.

– «Жилстройсбербанк» намерен стать главным инвестором жилищного строительства. Как вы считаете, какой может быть стоимость жилья, которое будет строиться при финансировании застройщиков этим банком?

– Цены будет определять сам рынок. Возможно, средняя цена будет 600-700 долларов в эквиваленте за квадратный метр. Включая и Астану. В регионах цены должны быть ниже.

– Многие казахстанцы мечтают купить жилье, но им не хватает средств. А тут еще кризис, когда урезаются зарплаты, идут сокращения. По-вашему, как можно повысить или хотя бы сохранить покупательную способность населения?

– Один из способов – дальнейшее развитие системы жилищных строительных сбережений. «Жилстройсбербанк» кредитует заемщиков по ставкам от 4 до 8%, это неплохая, нормальная ставка. Это уже даст эффект, расширив число потенциальных покупателей жилья. Толчком станет и развитие индивидуального жилищного строительства, сегодня это самый дешевый способ обрести жилье.

– Встречный вопрос…

– Я знаю, сейчас вы скажете, что земельные участки под индивидуальное жилищное строительство выделяются медленно. Здесь вся беда в том, что гражданам должны предоставляться земельные участки, уже обеспеченные инженерными коммуникациями. Вот тут государство отстает, и этот вопрос надо решать дальше. Земельными участками надо обеспечивать так, как это делается в цивилизованных странах: пришел человек, получил участок, пусть он даже какую-то плату сделает за инженерные коммуникации. Но сети уже должны быть подведены.

– Ваше мнение – потянет ли «Жилстройсбербанк» кредитование жилищного строительства по новой схеме?Например, когда банк сам может стать заказчиком строительства?

– Думаю, банк потянет, но только при условии, что его будут усиливать. Это и его дальнейшая капитализация, увеличение штата, и, естественно, введение нормативно-законодательной базы. Нужно менять законодательство, дать банку полномочия. Если «Жил-стройсбербанк» выступит заказчиком жилищного строительства, то необходимо предоставить банку такие полномочия.

– А мы не наступим на те же грабли, когда банки второго уровня сначала кредитовали направо и налево застройщиков, а теперь сидят у разбитого корыта? Стройки стоят, застройщики по уши в долгах, бастуют дольщики…

– Учтите, что на грабли наступили частные банки. Будем надеяться, что государство на ошибках учится и не повторит их. За эти годы государство наработало опыт, столько раз оказываясь в разных ситуациях из-за мыльного «пузыря» на рынке недвижимости. Пусть этот опыт отрицательный, но это тоже опыт. И он должен пойти на пользу, и, думаю, повторения этих ошибок в правительстве больше не допустят.

– Настоящим кошмаром для казахстанцев стал повсеместный рост тарифов на услуги коммунальных предприятий, подающих свет, воду, отопление. Как можно решить эту проблему, чтобы она не была такой чувствительной для населения?

– Есть один путь – экономия. Нужно строить здания, так называемые «термосы». Здание не должно проветриваться, нести большие теплопотери. Везде следует установить счетчики. Причем не за счет владельцев квартир, а за счет монополистов. На Западе тарифы намного дороже наших, но там люди платят не больше. А все за счет экономии. Например, англичане моются не под краном, а набрав воду в раковину.

– Из года в год коммунальные услугодатели объясняют рост своих тарифов необходимостью заменить оборудование, улучшить оказываемый сервис. Мы уже столько раз им переплатили, что давно должны умываться кристально чистой водой, подаваемой не по ржавым, а бриллиантовым трубам. Как вы думаете, почему в Казахстане никто не проверяет обоснованность финансовых аппетитов монополистов?

– Вот поэтому и вносятся поправки в законодательство о частном предпринимательстве, приняты изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, разработан законопроект «Об энергетике». Это попытки создать какие-то рамки, коридор для монополистов, чтобы ему было выгодно поступить честно, по закону, а не делать какие-то левые дела.

08.02.2010

Жанар СЕРДАЛИНА, www.megapolis.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.