Бизнес определили в зону

Во вторник правительство утвердило поправки в бюджет 2010 года, в которых, кроме всего прочего, предусмотрено выделение первого транша в размере 30 млн тенге на разработку ТЭО и проектно-сметной документации специальной индустриальной зоны южной столицы.

Создание индустриального пригорода Алматы начнется уже в этом году.

Во вторник правительство утвердило поправки в бюджет 2010 года, в которых, кроме всего прочего, предусмотрено выделение первого транша в размере 30 млн тенге на разработку ТЭО и проектно-сметной документации специальной индустриальной зоны южной столицы.

Напомним, что в январе этого года маслихат Алматы одобрил Генплан развития города до 2040 года, который предполагает, среди прочего, сокращение числа промышленных производств в черте города за счет их выноса в пригородную зону. Под так называемую специальную индустриально-инновационную зону выделено 345 га в северной части города, за Алатауским районом.

Как сообщил «Къ» заместитель начальника управления предпринимательства и промышленности акимата Алматы Максат Рахметов, уже более 70 предприятий города подали заявки на открытие там своих производственных подразделений (а кое-кто – и полного переноса производства). В скором времени акимат начнет рассматривать эти заявки на предмет конкурентоспособности, инновационности и платежеспособности заявителей. Среди тех, кто хочет переехать в Алатауский район, есть как представители малого бизнеса, так и крупные промышленные предприятия вроде АЗТМ. Таким образом, понадобилось очень немного времени, чтобы проект, который поначалу воспринимался некоторыми, как чуть ли не насильное выселение из города, стал настолько привлекательным для бизнеса, что, властям, возможно, придется устанавливать достаточно жесткие критерии отбора претендентов.

Впрочем, успех проекта был, можно сказать, предопределен – впервые в Казахстане власти намерены не только выделить бизнесу землю на весьма льготных условиях, но и провести за счет бюджета все необходимые для его развития коммуникации: дороги, электрические и тепловые сети, воду. «Арендная плата будет незначительная, мы даже особо ее в расчет не берем; главное сейчас – это обеспечить развитие бизнеса с тем, чтобы в последующем увеличить налогооблагаемую базу», – резюмирует Максат Рахметов.

Властям Алматы действительно приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы увеличить доходную часть бюджета. По словам акима города Ахметжана Есимова, в городе, главным налогоплательщиком которого является малый и средний бизнес, ситуация еще далека от улучшения – объем кредитования на сегодня сократился на 30%, промышленное производство – на 9%, внутренний и внешний товарооборот – на 16,25%. При этом Алматы дает республике 20% ВВП, почти 25% всех налоговых поступлений, более 30% товаров и услуг, производимых МСБ.

В идеале, создание индустриальной зоны должно не только помочь предприятиям реализовать проекты роста, но высвободить средства для инновационного развития – власти планируют открыть в зоне также центры прикладной науки. Проект будет финансироваться Банком развития Казахстана (БРК). Правда, деньги даже на ТЭО начнут поступать не раньше середины апреля, после утверждения поправок парламентом. Всего, по расчетам разработчиков, на подготовительный этап, включая топографическую съемку местности, потребуется не один месяц и 124 млн тенге. Для управления проектом акимат создаст специальное государственное коммунальное предприятие.

Помимо бизнес-задач проект поможет частично решить экологические и социальные проблемы мегаполиса. Вынос промышленных предприятий за черту города должен заметно снизить нагрузку на атмосферу находящегося в естественном котловане города не только за счет снижения промышленных выбросов, но и за счет уменьшения количества заезжающего в него большегрузного транспорта. Кроме того, решается и проблема трудоустройства жителей Алатауского района мегаполиса, где только по официальным данным проживает около 150 тысяч человек, а уровень безработицы – самый высокий в городе.

Не мы одни

На Западе часто прибегают к ликвидации промзон. В Амстердаме власти освободили 15 тысяч гектаров земли под строительство жилой и коммерческой недвижимости в районе портов Eihaven и Central Station, в Стокгольме в 1996 году была запущена двадцатилетняя программа по превращению портовых зон в жилые кварталы.

04.03.2010

Ардак БУКЕЕВА, www.kursiv.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.