До отправленья поезда осталось 10 лет

Работы по строительству первой очереди Алматинского метрополитена завершены только на… 64 процента. А срок сдачи метро в эксплуатацию просрочен почти на четыре года - к такому выводу пришел Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (СК), проводивший с октября по ноябрь 2009 года проверку эффективности использования бюджетных средств.

Работы по строительству первой очереди Алматинского метрополитена завершены только на… 64 процента. А срок сдачи метро в эксплуатацию просрочен почти на четыре года - к такому выводу пришел Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (СК), проводивший с октября по ноябрь 2009 года проверку эффективности использования бюджетных средств.

“Выявлены недостатки в организации хода строительства метрополитена, - говорится в присланном вчера ответе СК на официальный запрос нашей газеты. - Управлением пассажирского транспорта (Алматы. - Р. Б.) в 2009 году перечислено АО “Алматыметрокурылыс” и ТОО “Метропроект” средств больше, чем предусмотрено по сводному плану финансирования, на 191,5 млн. тенге и 23,5 млн. тенге соответственно. Однако средства остались неосвоенными из-за несостоявшегося конкурса. Таким образом, обязательства поставщиками не были исполнены”.

Начальник управления транспорта и пассажирских дорог Алматы Владимир МЕРЕНКОВ не скрывал удивления:

- Как мы можем перечислить больше, чем нам выделяется?! Бюджет же расписывается. Мы не стали сильно возражать, чтобы с ними (с сотрудниками Счетного комитета. - Р. Б.) не связываться! Это глупость! Откуда бы мы взяли эти деньги, чтобы перечислить их метрополитену? Существует договор между заказчиком в нашем лице и подрядчиком в лице дирекции строящегося метрополитена. Этот договор регистрируется в Казначействе Республики Казахстан. Но казначейство никогда в жизни не зарегистрирует договор, если нет денег или они лишние. Поэтому я не понимаю, откуда такие выводы… Что касается освоения средств, то с начала строительства до 1 января 2010 года освоено 108 млрд. из 162 млрд. тенге. Это примерно 70 процентов от общей суммы.

- А что вы скажете по поводу отставания на три года и восемь месяцев? Значит, в этом году метро не будет сдано в эксплуатацию?
- Как можно говорить об отставании? Строительство зависит от финансирования. В последние три года деньги пошли, а до этого их не было. До 2006 года вообще не было финансирования. Вы же помните: по заданию Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА ( предшественник Ахметжана ЕСИМОВА на посту акима Алматы, ныне аким Астаны. - Р. Б.) планировали сдать метро в 2008 году, затем перенесли на 2009-й…

- Так когда же будет сдан объект?

- Если нам дадут 34 млрд. тенге (на которые мы сделали заявку) до середины лета, то в этом году. Если нет, то на следующий год.

Я лично присутствовал на заседании Счетного комитета, отчитывался перед ними. В принципе, все всё поняли. Они сами говорили, что пишут для правительства, чтобы оно приняло меры и не затягивало с финансированием. Ведь целых 22 года прошло с начала строительства.

Главный инженер муниципального казенного предприятия “Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений” Казани Дмитрий ДОРОФЕЕВ (именно в Казани проходили стажировку наши метростроители), к которому мы обратились как к эксперту, полагает: строительство подземки в Алматы, учитывая особенности гористого рельефа, может затянуться еще лет на десять.

- У нас линия метро была также 8,3 километра, но в ней не восемь, как у вас, а пять станций, - заявил он газете “Время” по телефону. - Мы ввели его в эксплуатацию в 2005 году. Профинансировано тогда было 15 млрд. рублей, а работ выполнено на 18 млрд. Так вот, мы освоили за 2004-й и половину 2005 года 7 млрд. рублей. То есть за один год можно многое сделать. Другой вопрос, что сделано у вас в этих 64 процентах.

- Все тоннели и станции построены, три из них оформлены, закуп оборудования произведен.

- Если навалиться, то за год можно построить… Но, к примеру, в тоннель двух подрядчиков не поставишь - они могут дров наломать. А вот на станции можно сколько угодно подрядчиков ставить: всем дать по мастерку - и они всё сделают. Невозможного в этом ничего нет. Вопрос в другом - сможет ли генподрядчик организовать работу субподрядчиков таким образом, чтобы скорость не привела к снижению качества. Я в этом не уверен. Мы в своем метро этого не получили, хотя везде говорилось, что у нас все самое лучшее и передовое. Строительного брака было много, течь до сих пор есть - как, впрочем, и другое, чем не принято хвалиться. Еще раз повторю: технически запустить объект, наверное, можно, но тогда о качестве говорить не придется.

- А если строить качественно?

- Тогда еще 10 лет вам понадобится, чтобы завершить стройку и ввести объект в эксплуатацию.

Кстати

В Казани проходку первого тоннеля метрополитена начали в 1999 году. Активное финансирование, а фактически и строительство началось с 2003 года. 27 августа 2005 года Казанский метрополитен был официально открыт.

В Алматы метро начали строить в 1987 году. Между прочим, пирамиду Хеопса возвели несколько тысяч лет назад за 20 лет.

06.03.2010

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, www.time.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.