Право на доступ к информации

Право на доступ к информации является одним из фундаментальных прав человека, и от возможности его реализации во многом зависит реализация других прав.

является одним из фундаментальных прав человека, и от возможности его реализации во многом зависит реализация других прав. Согласно законодательству, гражданам доступна вся информация, за исключением той, которая составляет государственные секреты и иные охраняемые законом тайны (адвокатская, семейная, личная, нотариальная, врачебная и т.д.). Однако практика показывает, что в Казахстане нередки случаи непредоставления или отказа в предоставлении информации гражданам и организациям со стороны государственных органов.

В настоящее время проводится изучение подобных случаев в целях расширения доступа к информации. Так, 5 марта общественный фонд «MEDIALIFE» в сотрудничестве с Программой развития ООН (ПРООН) в Казахстане в рамках проекта «Прозрачность и доступ к информации и правосудию» при содействии Карагандинского филиала Союза судей и посольства Великобритании в Казахстане провел в Караганде встречу по вопросам доступа к информации, предоставляемой госорганами и организациями, финансируемыми из государственного бюджета. Об актуальности обсуждаемой темы говорит активное участие в семинаре представителей органов государственной власти, организаций образования, гражданского общества, СМИ.

В ходе встречи были выявлены проблемы, с которыми граждане и организации сталкиваются при запросе и получении информации.

— Эта тема очень актуальна, — поделилась с нами аналитик портала www.kn.kz Анна Шацкая. — Согласно озвученному на семинаре рейтингу, который общественный фонд «MEDIALIFE» составил по областям Казахстана, госорганы Карагандинской области продемонстрировали наибольшую открытость для общества. Однако и у нас без проблем не обходится. Наш портал занимается изучением рынка недвижимости, для качественного анализа необходимы данные, которыми владеют государственные структуры. Для того чтобы их получить, нам пришлось устраивать чиновникам своеобразный ликбез со ссылками на законодательные акты о том, что необходимая нам информация не является секретной. Только после этого нам удалось добиться своей цели. В этом отношении радует Карагандинский департамент статистики, готовый предоставить любую информацию в любом объеме. С Астаной дело обстоит намного серьезнее — нам в течение долгого времени не удается наладить контакт с госструктурами. Имеющийся у нас опыт общения с карагандинскими чиновниками дает надежду, что и со столицей в конце концов все решится положительно, но для этого, судя по всему, потребуется много времени и усилий.

Это лишь одна из многочисленных граней существующей проблемы. С препонами в попытках добыть необходимые сведения сталкиваются работники неправительственных организаций и просто граждане. А общение с госструктурами журналистов, стремящихся выполнить свой профессиональный долг и донести актуальную информацию до общественности, — это отдельная большая тема.

Обо всем этом и говорилось на встрече с целью выработать рекомендации по совершенствованию законодательства. В ближайшие дни эти рекомендации будут опубликованы на сайте общественного фонда www.medialife.kz. В дальнейшем фонд и другие общественные организации собираются принять участие в разработке законопроекта «О доступе к информации», которой в настоящее время занимается Агентство РК по информатизации и связи. Сам закон планируется принять в 2011 году.

17.03.2010

Татьяна Мельниченко, www.kn.kz

Не подлежат засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка РК и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных ст. 14 настоящего Закона.

Статья 17 Закона РК «О государственных секретах»

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.