Под грифом «секретно»

Чиновники не соблюдают конституционное право граждан на доступ к информации. Обращаясь в своем послании народу Казахстана, глава государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль над деятельностью государственных органов.

Чиновники не соблюдают конституционное право граждан на доступ к информации

Обращаясь в своем послании народу Казахстана, глава государства Нурсултан Назарбаев поставил pod_grifom.jpgзадачу обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль над деятельностью государственных органов.

В связи с этим остро встает вопрос о доступе к внутренней кухне госорганов и их подотчетности общественности. По мнению ряда мажилисменов и неправительственных организаций, ответы на все вопросы относительно прозрачности деятельности госорганов можно получить путем разработки специального закона, который, с одной стороны, обеспечил бы доступ граждан к информации, а с другой – обязал чиновников предоставлять эту информацию в полном объеме и в кратчайшие сроки. Именно этой проблеме было посвящено заседание фокус-группы экспертов, прошедшее в Алматы в рамках проекта программы развития ООН «Прозрачность и доступ к информации и правосудию в Казахстане».

Итак, в Казахстане взялись за создание закона о доступе к информации. На данный момент разработкой законопроекта занимается правительство РК. Планировалось в этом году внести его на рассмотрение в парламент РК. Между тем уже стало известно, что принято решение перенести презентацию этого документа народным избранникам не в этом, а в следующем, 2011 году. Депутаты парламента, стоящие у истоков этого проекта, недовольны и считают, что принятие такого закона необходимо форсировать.

– Доступ к общественно важной информации является одним из инструментов повышения прозрачности деятельности госорганов и их подотчетности обществу. У нас нет специального закона, регламентирующего эту сферу. А действующие законы не обеспечивают реализацию доступа к общественно значимой информации в полном объеме. Пользуясь этим правовым пробелом, многие госорганы сами определяют, какую информацию предоставлять, а какую – нет, какие сведения считаются открытыми, а какие относятся к секретным данным. Все это создает благодатную почву для коррупции. Так, из-за массовых хищений бюджетных средств не реализуются многие государственные программы. Принятие такого закона могло бы решить эту и многие другие проблемы, – поделился своим мнением депутат мажилиса парламента РК Жакип Асанов.

В свою очередь представитель ПРООН в Казахстане Алия Дуганова подчеркнула, что право на доступ к информации является одним из фундаментальных прав человека, и от возможности его реализации во многом зависит реализация других основных прав и свобод.

Стоит отметить, что в демократическом Казахстане не так-то просто отстоять свое право на доступ к информации. С этой проблемой чаще всего сталкиваются СМИ и НПО.

Между тем, в ряде законов говорится, что госструктуры и другие организации должны предоставлять информацию, если она не засекречена. Но, как утверждает юрист, президент общественного фонда Medialife Ольга Волкова, «в самых бесспорных случаях защитить право граждан на доступ к информации практически невозможно».

– Даже судьи не помнят подобных случаев. Очень многое в этом вопросе зависит от судебной практики. И возможно, во многих случаях нам придется идти по пути судебных прецедентов, в частности, по вопросам доступа к информации, – подчеркнула она.

Но как же тогда объяснить такое противоречие? Оказывается, все очень просто. На законодательном уровне никто и ничто не обязывает госорганы предоставлять информацию. Информация госорганами предоставляется добровольно.

– Проблемы «отфутболивания» происходят потому, что наше законодательство не регулирует эти вопросы. Никто ничем никому не обязан. Есть провозглашенное право, которое не подкреплено соответствующими механизмами его реализации и ответственностью, – подтвердил эту мысль Жакип Асанов. – А потому необходимо предусмотреть возможность привлечения к ответственности за отказ в предоставлении информации.

Кроме того, в существующем законодательстве ничего не сказано об обновлении информации. Соответственно нет и спроса.

Еще один факт настораживает представителей гражданского общества: в условиях существующих ограничений любой человек или организация ставят себя под удар, если раскрывают ту или иную общественно значимую информацию. А потому, считают эксперты, необходимо предусмотреть основания для освобождения от ответственности в случае раскрытия информации, носящей общественно значимый характер.

Уже сейчас казахстанские НПО готовы предложить список рекомендаций по данному проекту. Среди них: сократить сроки предоставления информации, фиксировать устные запросы граждан, информация, носящая секретный характер, должна быть строго регламентирована, цена запроса не должна быть чрезмерно высокой, чтобы не сдерживать желание граждан получать информацию, законы, которые не соответствуют принципам максимальной открытости, должны быть дополнены или отменены, лица, разглашающие общественно важную информацию, должны быть защищены.

Этот закон станет мощным профилактическим средством в борьбе с коррупцией, даст каждому гражданину еще одну возможность отстаивать свои интересы, а обществу контролировать деятельность государственной машины. Таким образом, акцент в работе госорганов будет смещен на обслуживание интересов общества. Главное, чтобы разработка и принятие этого законопроекта не откладывались в долгий ящик.

30.03.2010

Алина БЕКИРОВА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.