Таможенный союз: чем дальше в лес, тем меньше щепок

В конце прошлой недели Комиссия Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси окончательно согласовала механизм зачисления ввозных пошлин в бюджеты трех стран.

В конце прошлой недели Комиссия Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси окончательно согласовала механизм зачисления ввозных пошлин в бюджеты трех стран. Теперь суммы ввозных таможенных пошлин для каждой стороны распределяются следующим образом: Беларусь - 4,70%, Казахстан - 7,33%, Российская Федерация - 87,97%».

Если честно, распределение долей вызывает некоторое удивление – ведь еще в конце января нынешнего года Комиссия ТС так и не смогла решить, как будет делиться выручка от налоговых поступлений. Тогда причиной этой досадной заминки стало заявление белорусской стороны о том, что проценты распределены недостаточно объективно, и Беларуси полагается еще 0,3% дополнительно от общей выручки. Любопытно, что на тот момент, согласно распространенным в СМИ сведениям, предполагались следующие пропорции: 86,5% - Российской Федерации, 8,5% - Казахстану и 5% - Беларуси (см. «Известия-Казахстан» от 29 января 2010 г.).

В итоге, судя по всему, от своего демарша Беларусь только потеряла. Причем как раз в том же размере, что предполагала получить. Но потерял и Казахстан. Хотя, с другой стороны, даже такое процентное соотношение дает повод некоторым ответственным лицам заявить, что поступления в отечественный бюджет от сбора налоговых пошлин увеличатся более чем в полтора раза. Сбудутся ли прогнозы – покажет время, но в самом факте увеличения этой части бюджета сомневаться не приходится. Ведь еще в начале переговорного процесса по созданию ТС Россия, как самый емкий рынок, рассчитывала получать как минимум 90% от взимаемых импортных пошлин. Оставшиеся десять процентов предполагалось поделить между Казахстаном и Беларусью. В конечном варианте россиянам пришлось поступиться частью своих притязаний.

Впрочем, официальные источники уверяют, что нормативы для каждого государства ТС были рассчитаны в том числе исходя из объема импорта из третьих стран. И может показаться, что оптимизм ряда ответственных лиц явно преувеличен. Однако это не так – мы действительно при имеющемся раскладе приобрели больше, чем имели до этого. Так что еще до начала действия Таможенного кодекса ТС (с 1 июля 2010 года) мы оказались в плюсе.

Кстати, все необходимые процедуры по формированию единой таможенной территории планируется завершить к середине следующего года. Но уже известно, что все поступающие таможенные платежи будут зачисляться в каждой стране на специальные счета в национальной валюте, а сама эта система начнет работать в тестовом режиме буквально с завтрашнего дня - с 1 апреля.

Между тем в обществе не утихают споры о целесообразности создания Таможенного союза. Некоторые представители казахстанской оппозиции даже сделали ряд громких заявлений о том, что наше государство в контексте создания ТС поступилось частью своего суверенитета, и в конечном варианте развития межгосударственных отношений можно говорить чуть ли не о воссоздании советской империи. Подобные инсинуации прозвучали и со стороны белоруской оппозиции. Апеллировали оппоненты ТС к тому, что в Комиссии по Таможенному союзу голоса между Казахстаном, Беларусью и Россией распределились так - 21,5%, 21,5% и 57%. Якобы такой расклад дает Москве приоритет влияния на принятие важных решений в рамках единого таможенного пространства.

Но подобные заявления – чистой воды популизм, утверждают специалисты. Хотя бы по той причине, что подобное распределение голосов влияет только на объем финансирования тремя государствами работы комиссии и секретариата, а также на распределение квотных должностей в секретариате. По сути, от того, что Россия в большем объеме будет финансировать деятельность органов, отвечающих за нормальное функционирование ТС, мы даже выигрываем. Что же касается принятия важных решений в рамках союза, то фактически представитель каждой стороны (интересы нашей страны в Комиссии ТС представляет первый заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев) имеет один голос. На основании этого решения будут приниматься квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов. Но даже в этом случае любая из сторон, не согласившись с принимаемым решением, имеет право вынести спорный вопрос на рассмотрение высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств. А там решение принимается консенсусом, то есть единогласно. И вне зависимости от размеров государства или его вклада в финансирование работы ТС каждая из стран-участниц имеет возможность отстоять свою позицию. То есть речь идет о полноценном партнерстве.

Другое распространенное в обществе заблуждение касается доступности товаров из третьих стран. Якобы их поставки в Казахстан будут ограничены, поэтому последует существенный рост их стоимости. А рынок будет перенасыщен российскими или белорусскими товарами. Между тем статистика показывает, что еще до создания ТС порядка 32,6 процента казахстанского импорта приходилось на Беларусь и Россию. То есть фактически треть всего завезенного шло от наших партнеров по СНГ, а теперь и по ТС. На страны дальнего зарубежья в прошлом году приходилось около 57,5 процента всего импорта, из которого около 70 процентов ввозилось из Европейского союза и Китая. Безусловно, в рамках новой структуры Казахстан вынужден принять ставки единого таможенного тарифа. Но по широкому спектру товаров наша страна будет присоединяться к этим ставкам поэтапно. Скажем, по лекарственным средствам переходный период составит пять лет. И на импортные лекарства из стран дальнего зарубежья это никак не повлияет. То же можно сказать и о других товарах.

Добавим, что определенная часть продукции подпадает под рамки режима «целевого импорта». Его планируется использовать в соответствии с законом «Об инвестициях», куда уже вносятся соответствующие изменения, позволяющие осуществлять ввоз вовсе без уплаты импортных таможенных пошлин. А использование нулевой ставки переходных тарифов, а также механизма инвестиционных преференций позволит казахстанскому предприятию получить по импорту из третьих стран льготный режим беспошлинного ввоза не только оборудования, но и комплектующих к нему и сырья, необходимого для производства на нем. Так что можно ожидать, что все это окажет положительное влияние на развитие отечественного малого и среднего бизнеса и поспособствуют в итоге реальному импортозамещению по ряду товаров.

Волков бояться, в лес не ходить – «вечнозеленая» народная мудрость. И надо вспомнить о ней, прежде чем отрицать что-то новое. Стоит присмотреться – и в этом бору из трех сосен опасностей окажется не больше, чем в Диснейлэнде. Конечно, спорные вопросы есть и еще будут возникать. Любой союз независимых государств без них существовать не может. Но, будем надеяться, результат стоит того, чтобы спорить и находить компромиссы.

31.03.2010

Николай Лимов, www.time.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.