Пора перемен в ЖКХ

Коммунальные платежи монополисты используют не рационально, а иногда и вовсе эти средства расхищаются.

Коммунальные платежи монополисты используют не рационально, а иногда и вовсе эти средства расхищаются. Так заявил председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик. По его мнению, жилищно-коммунальное хозяйство требует масштабной модернизации.

За последние пять лет в Алматы электроэнергия подорожала в 2,2 раза, отопление – в 3,5 раза, горячая вода – в 5,6 раза, газ – в 15,8 раза, холодная вода – в 20 раз. И всякий раз, повышая тариф, монополисты уверяли нас, что эти средства пойдут на ремонт изношенного оборудования и строительство новых объектов. Так что же реально сделано?

– Акимат регулярно отчитывается за километры сетей и ремонт подстанций, – объясняет председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик. – Но это лишь поддержка «коммунальных штанов». Все эти крупные стройки с опозданием перекрывают потребности города. При всём при этом сам город вкладывает весьма приличные средства вне тарифов: что-то из бюджета выделяется, что-то – за счёт инвесторов. А за счёт тарифов удается поддержать коммуналку только в том виде, в каком она есть сейчас…

Нельзя же увеличить тарифы еще в 20 раз? Коммунальные платежи и так занимают треть всех наших расходов. В конце концов, всему есть предел.

– Предприятия энерго-, тепло- и газоснабжения имеют в распоряжении дорогое оборудование, тысячи работников и осуществляют затраты по многим позициям, – продолжает Петр Своик. – Считается, что роль тарифного регулятора выполняет государство, но оно это делает весьма примитивными способами. Государство в лице АРЕМ утверждает тариф наперёд, не выходя из своего кабинета. На само же предприятие оно и носа не кажет. И это позволяет производителям крутиться в рамках тарифа и использовать средства по своему назначению. Поэтому, с одной стороны, ситуация убогая: низкие зарплаты, текучесть кадров, нехватка специалистов. С другой стороны, на фоне всего этого наблюдается бесхозяйственность, низкий уровень технологий и прямые расхищения средств…

Чтобы усилить контроль со стороны государства, Алматинская общественная антимонопольная комиссия подготовила план масштабной модернизации ЖКХ. Надо сказать, что в мае 2009 года правительство уже одобрило некую концепцию. Но она содержала лишь описание имеющихся проблем и какие-то общие рассуждения. Причём упор делался на инвестиционную привлекательность и частно-государственное партнёрство. Новая концепция, по мнению антимонопольной комиссии, более жизнеспособна. В плане модернизации ЖКХ предлагается рассчитывать тарифы по фактическим расходам и вести контроль за производственной, финансовой и инвестиционной деятельностью монополистов. Конечно, последние могут сослаться на то, что подобный расчёт тарифов отпугнет инвесторов. Однако прежний алгоритм ценообразования приводит только к распуханию их карманов. Государственное регулирование естественных монополий, по мнению антимонопольщиков, должно быть дополнено организациями, которые будут разрабатывать технические и экономические нормативы, а также проводить аудит деятельности коммунальщиков.

Методикой регулирования тарифов должно заниматься отдельное ведомство, в качестве которого предлагается создать министерство жилищно-коммунального хозяйства. А при акиматах нужно сформировать горжилкомхозы. Причем городские жилищно-коммунальные хозяйства предлагается наделить не только правами управления коммунальными предприятиями, но и всем жилым фондом. Антимонопольная комиссия также предлагает преобразовать нынешние КСК в сервисные компании, которые будут заключать с поставщиками услуг самостоятельный договор. В результате ответственность за коммуналку повысится как у предприятий, так и у жильцов многоэтажек. Основы реформ ЖКХ антимонопольщики собираются обсудить на «круглом столе» под эгидой партии «Нур Отан» и в дальнейшем предоставить свои рекомендации правительству.

05.04.2010

www.megapolis.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.