Коммунальный передел

Рост тарифов на коммунальные услуги уже давно стал необходимым атрибутом нашей современной жизни.

Рост тарифов на коммунальные услуги уже давно стал необходимым атрибутом нашей современной жизни. И он так же неизбежен, как и само потребление коммунальных услуг. Медленно, но верно наши тарифы будут приближаться к уровню западных стран. И, наверное, это логично. Ведь мы стараемся войти в число этих самых пятидесяти конкурентоспособных стран с высоким уровнем коммунальных тарифов и перенимаем их опыт. При этом, однако, нас больше интересует сравнительный анализ тарифов, нежели социальных выплат и уровня доходов.

Чиновники и предприниматели от власти любят отмечать, что, например, в Германии цена за 1 кВт/ч для отдельных хозяйств превышает 30 евроцентов, а средняя европейская цена находится в коридоре 15-18 евроцентов. По сравнению с подобными цифрами мы, конечно, находимся в коммунальном раю. Однако эти же чиновники не сравнивают уровень развития экономики и социальной обеспеченности населения. Ведь на Западе он так же в разы больше, чем у нас. Но дело даже не в этом.

Конечно, никто не спорит с тем, что необходимо модернизировать всю коммунальную инфраструктуру. Именно этим обосновываются требования коммунальщиков по поводу повышения тарифов. Все говорят об изношенности сетей, труб и так далее, причем уже который год, а ситуация кардинально не меняется. Но вся проблема в том, что никакое повышение тарифов не даст необходимых инвестиционных средств для основательной модернизации коммунальной инфраструктуры. Уж слишком много для этого необходимо денег.

Как бы и что бы ни говорили, только государство в состоянии заниматься такими крупными проектами. Или тарифы нужно повышать до уровня получаемых доходов населения – и тогда люди будут работать только на оплату коммунальных услуг.

На самом деле повышение коммунальных тарифов является естественным явлением экономического развития, в котором присутствуют инфляция, девальвация, влияние глобальных процессов. Это неизбежно и главное – объективно. Коммунальные услуги, как и любой другой товар или услуга, подчиняются тем же законам рыночной экономики, которые хотя и с переменным успехом, но всё-таки являются двигателями прогресса. Искусственное сдерживание тарифов может вызвать деструктивные тенденции, которые негативно отразятся как на дальнейшем качестве коммунальных услуг, так и на всей экономике в целом.

Другое дело, государство должно гибко регулировать этот процесс, чтобы повышение тарифов не зашкаливало и не вызвало опять же деструктивных тенденций в другую сторону. Ведь по большому счету повышение тарифов не даст, как я уже говорила, больших инвестиционных средств, но уменьшит в определенной степени потребление коммунальных услуг, и то не всех (например, потребление тепла не уменьшится ни при каком повышении тарифов). Данное уменьшение снизит нагрузку на инфраструктуру, что увеличит срок ее функциональности и, соответственно, снизит расходы на модернизацию. Это на некоторое время продлит весь процесс обновления сетей и облегчит задачу государству по кардинальной модернизации, что весьма важно в современных кризисных условиях.

Но социальная обстановка в обществе такова, что есть категории населения, которые и так снизили до минимума потребление коммунальных услуг. И дальнейшее повышение тарифов приведет людей просто в отчаянное положение. Это сто лет назад можно было жить без электричества и не страдать. Сегодня никто не может представить себе жизни без холодильника, утюга, телевизора и горячей воды. Поэтому лишать людей этих элементарных благ – равносильно объявлению войны. Данные категории населения, а это пенсионеры, сельчане и бюджетники, не будут адекватно воспринимать повышение тарифов без соответствующей социальной компенсации.

Плюс к этому нельзя не учитывать критическое состояние предприятий малого и среднего бизнеса, для которых повышение тарифов тоже может стать одним из факторов снижения конкурентоспособности. Тем более, что коммунальщики дифференцируют тарифы. И для юридических лиц увеличивают их гораздо больше, чем для физических. Это не совсем правильно, ведь и предприятия не все в одинаковых условиях. Тогда нужно дифференцировать тарифы и внутри предпринимательского сектора, выделяя, например, производителей продукции. Ведь если они начнут экономить потребление коммунальных услуг, это может отразиться на качестве и количестве производимой продукции, что никак не соотносится с политикой индустриализации.

Таким образом, государство должно регулировать процесс повышения тарифов коммунальных услуг так, чтобы стимулировать снижение их потребления в тех сферах, в которых это не вызовет никаких негативных тенденций, и сохранить их использование на прежнем уровне там, где его сокращение чревато серьезными последствиями. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, главное – было бы желание.

И конечно, необходимо решать вопросы ускоренной модернизации коммунальной инфраструктуры, которая действительно изношена и держится на честном слове. Снижение потребления коммунальных услуг лишь немного облегчит её эксплуатацию, но износ настолько серьезен, что даже уменьшение нагрузки не сможет продлить срок её функциональности. И данную проблему сможет решить только государство. Современная реальность в нашей стране такова, что роль государственных органов в экономике и обществе намного выше, чем, например, в западных странах, и ситуация не изменится, как минимум, еще лет десять.

Благосостояние населения Казахстана пока полностью зависит от заботы государства, и чиновники должны понимать, что их решения часто бывают судьбоносными для огромного количества людей. А коммунальные услуги – это та сфера, которая касается каждого без исключения и, являясь, естественной монополией, нуждается в особо внимательном отношении и пристрастном подходе к регулированию.

05.04.2010

Айгуль ТУЛЕМБАЕВА, www.megapolis.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.