«Профессионализм риэлтора – в умении уважать и защищать интересы своего клиента»

«Обладая возможностью объективной оценки рыночной ситуации, риэлтор должен в первую очередь оберегать своих клиентов от ошибок», – считает президент Казахстанской федерации недвижимости, возглавляющий без малого 15 лет Алматинское Люкс Агентство Деловой Информации и Недвижимости «АЛАДИН» Александр Ким. О своей философии в бизнесе, о том, чему не учат в Америке, и как робототехника может помочь в риэлторской деятельности, он рассказал в интервью «&».

«Обладая возможностью объективной оценки рыночной ситуации, риэлтор должен в первую очередь оберегать своих клиентов от ошибок», – считает президент Казахстанской федерации недвижимости, возглавляющий без малого 15 лет Алматинское Люкс Агентство Деловой Информации и Недвижимости «АЛАДИН» Александр Ким. О своей философии в бизнесе, о том, чему не учат в Америке, и как робототехника может помочь в риэлторской деятельности, он рассказал в интервью «&».

– Александр Валентинович, вы начали заниматься недвижимостью практически с момента зарождения риэлторского бизнеса в Казахстане. Что побудило вас тогда сменить научную деятельность на риэлторскую?

– Не сделаю открытия, если скажу, что любой предприниматель должен знать свой бизнес «от» и «до». И я прошел «мои университеты» с самой нижней ступени – сначала просто помогал своим знакомым и друзьям приватизировать их жилье. У людей тогда впервые появилась легальная возможность продать или купить недвижимость. Но в лучшем случае один из тысячи знал: какова реальная цена недвижимости, как выглядят документы на квартиру, какие подписи и печати там должны стоять и как обезопасить себя при подписании договора купли-продажи и т.п. А мне, как ни странно, удавалось это быстро постигать. Наука в те времена была в абсолютном застое, а надо было кормить семью и растить дочек-двойняшек. Поэтому решение сделать недвижимость своим основным бизнесом сформировалось само собой.

– И как вы постигали риэлторскую науку? Ведь известно, что в институтах этому не учили.

– К сожалению, в институтах этому не учат и сейчас. Но это отдельная тема. А тогда, безусловно, многое приходилось делать по наитию, познавая все на собственном опыте. Учились в первую очередь у россиян, потом стали создавать профессиональные сообщества, учебные центры, приглашали специалистов из-за океана, проводили семинары. Но вначале, чтобы узнать, как все происходит «у них», мы даже съездили в США поучиться у рынка, которому тогда уже было более ста лет. И самым неожиданным разочарованием, постигшим там начинающих казахстанских риэлторов, было то, что правила цивилизованного рынка были совершенно неприменимы к нашему развивающемуся. А состыковать их десятилетиями наработанный опыт с нашим «диким» рынком, с существующими здесь приоритетами, ограничениями, менталитетом, наконец, было совсем не просто. Но зато нам стало понятно, в каком направлении нужно двигаться, мы как бы расставили для себя целевые точки. Поэтому, когда на казахстанский рынок недвижимости пришли иностранцы, нам очень пригодился американский опыт.

– Если бы вы не стали риэлтором, то чем бы предпочли заниматься?

– Однозначно – предпринимательством. Неважно, где – в производстве, торговле или сфере услуг. Второй мой бизнес уже дал мне такую возможность. Поскольку сфера развлечений всегда представляла для меня интерес, решил попробовать в ней свои силы. Это было еще за пару лет до начала кризиса, в эпоху больших денег, и мне захотелось создать такое предприятие, в котором люди могли бы с удовольствием их тратить. Клуб, в котором бы сочеталась идея хорошей кухни с оригинальными развлекательными программами разных жанров. Находясь в постоянном творческом поиске, мы испробовали многое, начиная с легкого стиля лаунж и заканчивая театрально-танцевальным перформансом. И я думаю, что именно способность к качественной трансформации, я бы сказал, к мобильному редевелопменту помогла выстоять этому бизнесу в кризисные времена.

– То есть вы прочувствовали заранее возможный спад рынка и стали параллельно заниматься другой сферой?

– Можно сказать, что некое предчувствие было – опыт работы на риэлторском рынке подсказывал мне, что в ближайшее время «мыльный пузырь» может лопнуть. Поэтому я подспудно начал думать о развитии еще какого-то бизнеса, который мог бы застраховать от катаклизмов на рынке недвижимости. Вообще-то тема недвижимости не имеет границ, она вечна: люди всегда будут сдавать, снимать, покупать и продавать недвижимость. Но спады рынка неизбежны. Поэтому идея диверсифицировать свою деятельность, не замыкаясь только на основной, несмотря на неизбежные промахи в процессе, дала свои положительные результаты. Это помогло в момент кризиса уменьшить потери в целом и достойно пережить сложный период.

– Возможно, сейчас вы уже вынашиваете мысль начать какой-нибудь новый бизнес?

– Вообще-то, да! В моей голове такое количество идей по открытию новых направлений, что вряд ли за одну жизнь их удастся осуществить. А попробовать хочется. Именно поэтому в последнее время я вижу реализацию своего потенциала в развитии системы по созданию и продаже различных видов бизнеса. Ведь общие правила и принципы ведения бизнеса практически одинаковы. И если правильно все структурировать, то можно любой проект привести к общему алгоритму. То есть можно создавать любые бизнес-проекты, воплощать, адаптировать их к сегодняшним реалиям и требованиям рынка, доводить до уровня хорошо работающего механизма и передавать в хорошие руки…

– Насколько это востребовано на данный момент?

– Я думаю, что сегодня каждая семья если не имеет, то мечтает иметь или создать свой маленький бизнес, предприятие, которое было бы интересным, прибыльным и могло бы передаваться из поколения в поколение. Наша поддержка будет заключаться не только в оказании помощи по приобретению готового бизнеса, но и в консультировании начинающих предпринимателей по созданию своего дела, которым они хотели бы заниматься.

– Друзья называют вас генератором идей. Чего, по-вашему, не хватает предпринимателям, чтобы интересные замыслы получили свое воплощение?

– По своему опыту знаю, что половина хороших идей пропадает из-за того, что нарываешься на пессимистов или, что еще чаще, недооцениваешь собственный потенциал. Вот наглядный пример. Много лет назад я в первый раз увидел рекламные щиты вокруг футбольного поля, и мне, тогда еще школьнику, пришла в голову мысль, что можно было бы нанести на них изображение с двух сторон и, вращая панель, использовать эту рекламную площадь в два раза эффективнее. Тогда еще не было ни электронных табло, ни бегущей строки, это было на заре рекламного бизнеса. А идея была живая, реальная, но зафиксировать и развить ее даже в голову не пришло. К слову, у советских людей всегда было море креатива. Поэтому западные предприниматели уже тогда «заимствовали» наши изобретения. А мы свои открытия либо недооценивали, либо делали из них «тайны мадридского двора», вместо того чтобы рекламировать, продавать и зарабатывать на них «интеллектуальные» деньги.

Возвращаясь к вашему вопросу: для воплощения замысла предпринимателю, на мой взгляд, необходимы, во-первых, креативность, во-вторых, профессионализм и, в-третьих, хорошее знание экономики. Плюс нацеленность на результат – и задуманное дело будет просто обречено на успех.

– Раз уж мы заговорили об интеллектуальном: вы в свое время защитили кандидатскую диссертацию по робототехнике. Помогает ли техническое образование в риэлторском бизнесе?

– Несмотря на то, что на первый взгляд эти области не имеют ничего общего, процесс управления роботом сродни управлению компанией: по сути, это задача со многими параметрами, где нужно в разных ситуациях находить оптимальное решение. И поэтому я бы сказал вполне определенно, что техническое образование помогает мне в работе. Ну и, конечно, сопромат, который мне довелось читать в свое время в политехническом институте. Знание основ сейсмики, грунтов, принципов расчета конструкций – все это дает техническое образование, что как нельзя кстати в риэлторском деле.

– Можно ли отличить настоящего риэлтора от дилетанта? В чем состоит, по-вашему, профессионализм риэлтора?

– Все мы хотим отовариваться в супермаркетах – там современное обслуживание и широкий выбор качественных товаров. Мы платим наценку магазина на товар и не удивляемся, почему ее с нас берут. Но когда клиенту надо заплатить комиссионные риэлтору, у него непременно возникают сомнения: «А за что, собственно, платить? Подумаешь, показал всего пару вариантов, из которых уже второй оказался тем, что мне нужно». Конечно, можно создавать видимость деятельности, иначе говоря, «прокрутить кино», и многие риэлторы так и делают. Поэтому и возникают не очень лестные мнения о них. А как раз профессионал может решить сделку, не выходя из офиса: найти нужный вам товар, необходимого качества и выдать его в красивой упаковке. Как в супермаркете. Это одна сторона профессионализма.

– Что же еще?

– Вторая и наиболее важная – это умение уважать и защищать интересы своих клиентов. То есть, имея возможность объективной оценки рыночной ситуации, риэлторы должны оберегать клиентов от ошибок и, профессионально обозначив потенциальные риски, обеспечить их необходимой информацией для принятия правильного решения.

– Как бы вы сформулировали принцип, помогающий вам идти вперед и добиваться успеха в бизнесе?

– На мой взгляд, принцип прогресса в бизнесе может звучать примерно так: не изобретать велосипед, а изучить передовой опыт, взять за основу лучшие образцы и, оттолкнувшись от них, подняться на новый виток спирали. То есть не просто модернизировать старое, а создавать нечто принципиально новое, более перспективную модель. Пусть она будет хоть и местного масштаба, но сервис и подача должны быть – по высшему разряду. Тогда непременно будет качественный скачок. Если ставить перед собой такие задачи, можно многого добиться не только в бизнесе, но и в жизни.

21.05.2010

Нурия Хасанова, www.and.kz

 


1 комментарий:

Обновить
Азамат (02.03.2012 18:11)

Кого выгоднее представлять, того кто продаёт или того кто покупает?


Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.