«Сжатие» на бизнес-улучшение. Кабмин работает над сокращением лицензионно-разрешительной системы для МСБ

Малый и средний бизнес должен стать движущей силой модернизации экономики с мощным предпринимательским классом, готовым брать на себя риски и осваивать новые рынки.

Малый и средний бизнес должен стать движущей силой модернизации экономики с мощным предпринимательским классом, готовым брать на себя риски и осваивать новые рынки. Такие надежды на МСБ отразил Президент страны в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». Для деловых кругов республики испытанием и в то же время значительным подспорьем должно стать расширение рынка в рамках Таможенного союза. Подоспела и программа-помощник «Дорожная карта бизнеса». Но ожидать быстрых и значительных результатов от бизнесменов, вымотанных проверками, сложными и долгими сборами документов, хождениями по кабинетам, вряд ли возможно. Поэтому Кабмин берет на себя ликвидацию максимального числа административных барьеров.

К легкости по принципам

Улучшением бизнес-атмосферы Правительство занимается не первый год. Одной из показательных планок работы стал рейтинг легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing business. Позиция республики в отчете Doing business 2010, по сравнению с прошлым годом, улучшилась – Казах­стан занял 63-е место. И это, несомненно, положительная тенденция. Но нет предела совершенству, поэтому Кабмином представлен комплексный план дальнейшего продвижения по мировому бизнес-топу, одним из главных «говорящих» показателей которого является приемлемый и для предпринимательства, и для государства «набор» административных барьеров. В Казахстане эта работа ведется в сфере нормативно-правового регулирования, в контрольно-надзорной деятельности госорганов и дальнейшем улучшении разрешительной системы.

Один из таких документов – проект постановления Правительства РК «О проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительной системы», который был утвержден Кабмином на прошедшем в понедельник селекторном совещении под руководством Премьер-Министра Карима Масимова.

Сегодня, по словам министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, совершенствование «разрешительного» направления базируется на нескольких основополагающих принципах.

Во-первых, это целесообразность выдачи разрешительного документа с ответами на вопросы: какую проблему решает – предотвращение ли крайне высокой опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, величина проблемы, аргументы, возможность сокращения целевой группы предпринимателей. Не должно допускаться дублирование, весь процесс – с максимальной прозрачностью, с заменой на уведомительную регистрацию и с четким определением сроков рассмотрения заявления и дальнейшей выдачи.

Хождение без мук

Принятие этого законопроекта, соответственно, потянет за собой изменения и дополнения в шести кодексах и 41 законе, предупредила Ж. Айтжанова. Но результат оправдает себя. Посудите сами: «сжатие» приведет к сокращению количества разрешительных документов – уйдут 331 из 1 015 действующих. Это и некоторые виды и подвиды лицензируемой деятельности, сертификации, аккредитации, разрешения, согласования и прочие документы.

– Сужение сферы действия лицензирования произойдет и в области охраны окружающей среды, сельского хозяйства, – уточнила министр.

Обещает быть проще и сама процедура. Так, принцип «одного окна» внедрен будет во всех без исключения госорганах. В настоя­щее же время орган-лицензиар сам направляет документы на согласование только в органы СЭС, МЧС, ядерной, радиационной, промышленной безопасности и государст­венного энергетического надзора, охраны окружающей среды, сетует Ж. Айтжанова. Вносимые поправки обязывают госорган самостоятельно получать все согласования.

Уйдет в прошлое тягостное долгое ожидание. Проверка разрешительных документов должна будет проходить в течение двух дней – таков лимит. При неполноте всего пакета ожидать стоит только просьбы донести недостающее, а не категоричного отказа.

При принятии законопроекта отпадет и необходимость нотариального заверения, отметила Ж. Айтжанова, то есть заявителю дается право выбора: либо он направляет нота­риально заверенные копии документов, либо предъявляет оригиналы документов для сверки. Предприниматель не должен будет обрывать телефоны или стоять в очередях, для того чтобы узнать о результатах. Сработать должен принцип «молчание – знак согласия» в случаях непредставления госорганом в установленные сроки мотивированного отказа, разрешительный документ считается выданным (процедура – одобренной).

И это, согласитесь, плюсы не только временные, моральные, да и, как оказалось, еще и материальные. Так, по подсчетам МЭРТ, в результате «жизненного цикла» законопроекта экономия временных и финансовых затрат предпринимателей составит порядка 27 млрд. тенге. Сам же лицензионно-разрешительный документооборот уменьшится примерно на 881 тыс. единиц в год (!).

На «селекторе» в Правительстве от лица предпринимательского класса выступила заместитель председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Екатерина Никитинская. Она отметила, что разработка этого документа – итог большой и напряженной работы. И это самое результативное следствие совмест­ного диалога бизнеса, Правительства и ряда международных организаций, уверена она.

Прогресс от такого общения выражается в следующем: «наработки» эти охватывают все госорганы и носят комплексный и системный характер. Здесь виден наконец полномасштабный переход к системе управления рисками. Благостна и кардинальная перестройка системы согласования в рамках разрешительных процедур.

– Была проведена большая «черновая» работа со всеми госорганами по согласованию систем управления рисками и проверочных листов, – уточнила Е. Никитинская.

Хотя, по ее признанию, есть над чем работать, необходимо отшлифовать некоторые моменты в ходе дальнейшего рассмотрения в Парламенте – и еще большее сокращение подвидов лицензируемой деятельности и включение в процесс лицензирования саморегулируемых организаций. Но это стратегические задачи, которые никак не умаляют ценности той работы, которая уже проведена, подчеркнула выступающая.

Как резюмировала Жанар Айтжанова, реализация этих мер, в конечном итоге, будет способствовать общему развитию предпринимательства в республике, увеличению активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно – сокращению безработицы и другим положительным социально-экономическим итогам. 

     sjatie_na_biznes.jpg 

18.06.2010

Марьям ТУРЕЖАНОВА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.