Квадраты стабильности

Программа арендного жилья заработает в полную силу в 2011 году. На сегодняшний день дефицит жилья по Казахстану превышает 100 млн кв. метров. Госпрограмма жилищного строительства в РК на 2008–2010 годы фактически не принесла качественных результатов, только породила новые формы коррупции и спекуляции и многотысячные очереди нуждающихся в крыше над головой.

Программа арендного жилья заработает в полную силу в 2011 году.

На сегодняшний день дефицит жилья по Казахстану превышает 100 млн кв. метров. Госпрограмма жилищного строительства в РК на 2008–2010 годы фактически не принесла качественных реkvadraty.jpgзультатов, только породила новые формы коррупции и спекуляции и многотысячные очереди нуждающихся в крыше над головой.

Чтобы снять социальное напряжение и решить вопрос долгостроев, государство приступило к реализации программы арендного жилья. Началась она с Астаны. На очереди Алматы и Алматинская область. Также в ближайшее время планируется начать работу в Акмолинской области и Актау. Вместе с тем в правительство внесено предложение, предусматривающее внедрение этой программы во всех регионах. Активную деятельность в этой сфере развернуло АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».

– В настоящее время программа реализации квартир в объектах Фонда недвижимости действует только в Астане, что связано с высоким уровнем готовности объектов в столице. Первые два жилых комплекса уже сданы, и квартиры распределены. Согласно графику первый объект в Алматы будет сдан предположительно в конце 2010 года. Именно тогда начнется прием заявлений от населения, – сообщил председатель правления АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» Госман Амрин.

По мере ввода в эксплуатацию объектов в официальных СМИ и на сайте фонда будут размещаться объявления о приеме заявок на распределение квартир. В объявлении будут указаны: класс объекта (социал, эконом или бизнес), месторасположение, количество реализуемых квартир, типы квартир по количеству комнат, площадей, размер ежемесячных арендных платежей при аренде и аренде с выкупом. Кроме того, будут указаны даты начала и окончания приема заявок.

После начала приема заявок на реализуемый объект необходимо представить в АО «Жилстройсбербанк Казахстана» перечень документов для расчета максимальной суммы арендного платежа (МСАП). Банк после получения документов в течение семи рабочих дней производит все необходимые расчеты и передает показатели ТОО «ФН менеджмент», дочерней организации АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына», на официальном бланке, копию – заявителю. В свою очередь заявитель не позднее даты окончания приема заявок должен предоставить в «ФН менеджмент» полный перечень документов и зарегистрировать заявку-анкету. Как только истекает срок приема заявок, «ФН менеджмент» отбирает платежеспособных заявителей и осуществляет предварительное распределение жилых помещений согласно рейтингу заявителей. Жилищная комиссия принимает решение большинством голосов и утверждает перечень квартир, закрепленных за заявителями. После чего перечень публикуется на сайте Фонда недвижимости.

– Хочу отметить, что в настоящее время в Казахстане реализуются две программы арендного жилья. Программа, которая находится в ведении акиматов, рассчитана на социально уязвимые слои населения. Здесь стоимость выделяемых для данных категорий граждан квартир достаточно низкая. Программа Фонда недвижимости реализует жилье в аренду на коммерческих условиях и ориентируется исключительно на платежеспособное население. Размер арендных платежей за квартиры в этих объектах зависит от цены, по которой фонд выкупал помещения у застройщиков, – разъяснил Госман Амрин.

Cписок документов

Документы, которые необходимо предоставить для подачи заявления, делятся на две группы. Для расчета максимальной суммы арендного платежа (МСАП), который производится в ЖССБК, вам понадобятся:

1. Согласие заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать, на проверку кредитной истории;

2. Согласие на проверку пенсионных платежей;

3. Оригиналы и копии удостоверений личности, РНН, СИК заявителя и членов его семьи;

4. Оригиналы справок о заработной плате с места работы и иных доходах заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев;

5. Оригиналы выписок о пенсионных отчислениях заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев;

6. Оригинал и копия свидетельства о заключении брака, расторжении брака, свидетельства о смерти супруга/супруги (при наличии супруги/супруга);

7. Оригиналы и копии свидетельств о рождении детей (при наличии детей);

8. Оригиналы и копии договоров банковского займа заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать, с приложением графиков погашения, в случае наличия имеющихся обязательств по займам в банках.

Индивидуальным предпринимателям необходимо предоставить дополнительно следующие документы:

1. Оригинал и копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;

2. Оригинал и копию патента при налогообложении на основе патента;

3. Копию налоговой декларации за последние 6 месяцев.

В ТОО «ФН менеджмент» для регистрации анкеты требуется предоставить следующие документы:

1. Оригиналы и копии удостоверений личности, РНН заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать;

2. Оригинал справки регистрирующего органа о том, что имеющееся жилье у заявителя является единственным и нет сделок с жилыми помещениями в течение одного календарного года в данном населенном пункте. При этом справку нужно будет получить уже после первой публикации объявления о начале приема заявок на конкретный объект;

3. Оригинал и копию свидетельства о заключении брака, расторжении брака, свидетельства о смерти супруга/супруги (при наличии супруги/ супруга);

4. Оригинал и копию свидетельства о рождении детей (при наличии детей);

5. Копию показателя МСАП заявителя, рассчитанного Жилстройсбербанком;

6. Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на имеющееся жилье, техпаспорта жилища, регистрационной книги (для лиц, желающих улучшить жилищные условия).

Соответственно, каждому желающему необходимо подтвердить свою платежеспособность, которая определяется из показателя максимальной суммы арендного платежа, уровня прожиточного минимума, размера совокупного дохода и расхода семьи, а также расходов по обслуживанию обязательств членов семьи (кредиты, налоговые обязательства, алименты и т. д.).

– Если вы вносите первоначальный взнос, в зависимости от его величины сумма платежа будет уменьшена. Если ваша платежеспособность позволит вам оплачивать арендную плату регулярно и в срок, вы сможете подать заявление на получение квартиры. Квартиры в аренду с выкупом передаются гражданам сроком на 13 лет. При этом арендатор получает право досрочно выкупить арендуемое помещение только после 5 лет аренды, – уточнил глава фонда, добавив, что при подписании договора аренды, а также в течение первых 5 лет арендатор может внести первоначальный взнос и/или досрочно погасить часть стоимости в размере не более 50 процентов от стоимости продажи жилья.

Еще один волнующий момент – стоимость аренды с последующим выкупом. По данным фонда, размер ежемесячного арендного платежа за квартиры в аренду с выкупом составляет в среднем от 74 тысяч до 111 тысяч тенге за 1 кв. метр, в зависимости от класса квартиры, количества комнат. При этом ставка вознаграждения равна 10 процентам по объектам эконом-класса и 13 процентам по объектам бизнес-класса, которая уже заложена в приведенную выше стоимость. В любом случае окончательная стоимость определяется только после ввода объекта в эксплуатацию.

После подписания договора аренды заявитель должен внести гарантийный платеж в размере четырех месячных арендных платежей. Этот платеж – своеобразный страховой депозит для фонда. При аренде с выкупом гарантийный платеж засчитывается в счет оплаты последних 4 месяцев аренды, при классической аренде возвращается после истечения срока договора.

– Учитывая высокий общественный интерес, при разработке Правил реализации помещений в объектах Фонда недвижимости мы руководствовались принципом справедливого распределения. К примеру, абсолютный приоритет предоставляется лицам, не имеющим жилья. Свое право на получение квартиры Фонда недвижимости заявитель может реализовать только один раз. Посредничество пресекается уже на этапе проверки платежеспособности, так как при расчетах учитываются доходы и расходы не только заявителя, но и членов его семьи. Кроме того, чтобы предотвратить спекулятивные явления, правилами предусмотрен мораторий на досрочный выкуп в течение 5 лет. А субаренда полученной в аренду с выкупом квартиры не допускается, – отметил Госман Амрин.

Условия рейтинга

1. Заявки на получение жилья в аренду с выкупом рассматриваются раньше заявок на аренду.

2. В первую очередь будут рассматриваться заявки от тех, у кого нет жилья. Затем – заявки от тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий.

3. Заявки рассматриваются начиная с заявителя, имеющего наивысшую платежеспособность.

4. Лица, включенные в список нуждающихся в жилье, сформированный акиматом, имеют приоритет в распределении жилья.

5. При равенстве заявителей согласно приоритетам 1-е, 2-е, 3-е и 4-е места в рейтинге определяются временем регистрации заявки на распределение жилья.

01.07.2010

Алина БЕКИРОВА, www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.