Жилье для «социальных аутсайдеров»

В программе жилищного строительства нужно менять подходы. По итогам социально-экономического развития за 1 полугодие Костанайская область в сравнении с аналогичным периодом прошлого года демонстрирует хорошие темпы роста.

В программе жилищного строительства нужно менять подходы.

По итогам социально-экономического развития за 1 полугодие Костанайская область в сравнении с аналогичным периодом прошлого года демонстрирует хорошие темпы роста. Кроме одного показателя - жилищное строительство. В этой сфере произошло даже снижение объемов. Но, судя по материалам недавнего расширенного совещания в областном акимате, этому факту особого значения не придали. Хотя именно в 2010 году заканчивается очередная трехгодичная программа, призванная смягчить жилищную проблему.

Цифры бывают разные

Например, если взять общую площадь жилья в Костанайской области да поделить на количество живущих в нашем регионе, то получится чуть ли по 20 кв. м на человека. Если еще и свежий номер газеты «Твой шанс» полистать, то увидишь там более 2000 объявлений о продаже квартиры или дома, и не меньше 500 предложений аренды жилья. Как тут не прийти к выводу о квартирном благополучии населения региона.

Но есть и другая статистика. По данным, опубликованным на сайте акимата Костаная, только за  5 месяцев текущего года из 3265 жителей областного центра, приходивших на прием в городскую администрацию, 1026 обращались по вопросу учета и распределения жилья. За весь  2009-й из 7826 граждан, приходивших на прием к городским руководителям, 2039 человек пытались таким образом решить свою жилищную проблему. По последним данным в Костанае в списке очереди на получение жилья значится 6217 человек.

Причем  по существующему законодательству в этот список могут быть включены далеко не все нуждающиеся. Государство взяло на себя обязательство по предоставлению квартир, находящихся в коммунальной собственности, только работникам госучреждений и отдельным гражданам, большую часть которых относят к категории малообеспеченных. Но и в этом случае фонд коммунального жилья у городской власти сегодня настолько мал, что человеку, находящемуся в нижней части списка, своей очереди придется ждать всю жизнь.

А ведь есть еще огромнейшее количество людей, имеющих средний достаток, приобретение собственной квартиры для которых тоже несбыточная мечта. Как им быть?

«Ипотека - 25 лет голодного существования»

При подготовке этой статьи пришлось услышать историю человека, который уже более десяти лет мается с семьей по квартирам. Жизнь его заставляла приспосабливаться так, что иногда приходилось вступать в конфликт с правовыми нормами. Потому и не стану называть его имя.

В Костанай он приехал из села, поэтому надеяться на чью-то поддержку в городе не приходилось. Вначале снял для семьи однокомнатную благоустроенную квартиру. Жили втроем с маленькой дочерью. Все бы ничего, да хозяин решил продать квартиру. Хотели было купить у него, но даже десять лет назад такая покупка для семейного бюджета была неподъемна. Надеясь, что цены на жилье будут падать (тогда такая тенденция была), арендовали «землянуху». Плата за нее маленькая, так, глядишь, деньжат можно насобирать и на покупку нормальной квартиры.

Не получилось. Домик был старенький, что-то его хозяин там не так сделал, в результате чего случился пожар. Домашний скарб, который успел приобрести наш герой, превратился в пепел. Начали скитаться по квартирам своих знакомых. Дочь уже подросла, пошла в школу, вот только долго задержаться нигде не могла, в связи с переездами из одного района города в другой. Пришлось на несколько лет осесть  в очередной «землянухе».

- Денег уже немного накопили, но тут цены на квартиры поползли вверх, пришлось от этой идеи отказаться, - рассказывает мой собеседник. - Можно было бы взять ипотеку, но это 25 лет голодного существования. Будем ждать. Может, цены на жилье все-таки упадут. 

Сейчас они переехали в другой дом. За аренду платить, правда, нужно в 2 раза больше, но условия там получше. Дочь ведь уже большая выросла. Ей перед подругами за убогость землянки, в которой прожили 4 года, наверняка, теперь будет стыдно.

Подобных историй великое множество. При всем разнообразии обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться их героям, есть в них некоторые типичные. Поскольку жилищная проблема больше городская, поэтому всех нуждающихся можно поделить на две большие группы: коренные горожане, которые создали новую семью, и потому нуждаются в отдельной квартире, и сельчане, приехавшие в город. Первую категорию в основном формируют молодые семьи, и они зачастую имеют возможность жить в одной квартире с родителями, вторая более «разношерстная», и главное ее отличие - отсутствие вообще какого-либо жилья. Мотивы их переезда в город - поиск работы.

Заместитель акима Костаная Юрий МАХАРИНЕЦ говорит, что среди главных просителей квартир к нему на прием чаще приходят именно бывшие сельчане. То же самое утверждают и депутаты маслихатов, встречающиеся со своими избирателями. Выходит так, что список очередников в основном пополняется именно этой категорией. Убеждать их вернуться на свою малую родину, возможно, и нужно, но пока, очевидно, бесполезно. Они в городе уже где-то живут. Вопрос в том, имеют ли они полноправный статус жителя города, - у многих ведь нет официальной регистрации, - во сколько им обходится это проживание, и как они смотрят на свою перспективу. Здесь очень много нерешенных вопросов, что наверняка является почвой для социальной напряженности.

Проблема «заморожена»

Один из высокопоставленных чиновников Казахстана назвал эту категорию граждан «социальными аутсайдерами». Дескать, они в силу разных обстоятельств не смогли вовремя адаптироваться к рыночным реалиям в обществе и поэтому оказались среди малоимущих. Можно долго спорить о том, кто больше виноват в появлении такой категории, но опыт Алматы и Астаны говорит, что опасность для политической стабильности исходит именно от людей, не имеющих реальной перспективы улучшения своей жизни. Иметь надежное жилье - один из главных стабилизаторов общества. Пусть оно даже не в собственности, но есть гарантия, что тебя из него не только не выгонят, но и позволят передать его своим детям, это уже много.

Государство в лице чиновников вроде бы понимает это. Отсюда и появление трехгодичных программ жилищного строительства. В частности, в Костанае в этом документе предусмотрена целая система, включающая в себя несколько направлений решения этой проблемы. Тут тебе и строительство «доступного жилья», и различные ипотечные программы, и предоставление земельных участков для индивидуальной жилищной застройки, и, наконец, строительство домов, находящихся в коммунальной собственности, сдаваемых гражданам на правах аренды.  В 2010 году программа должна быть закончена, и какие ее результаты? Тысячи квадратных метров жилья действительно сдаются в эксплуатацию, а очередь на жилье не уменьшается. Более того, она растет. Даже если это происходит за счет упорядочивания учета граждан, нуждающихся в жилье, все равно мы имеем в наличии факт замороженности этой проблемы.

В чем причина? Не в самой ли политике жилищного строительства все дело? Если посмотреть структуру финансирования этой сферы, то видно, что главная ставка делается на средства самих граждан. Государство помогает лишь временной поддержкой в ипотечном строительстве, в бесплатном предоставлении земельных участков под индивидуальное жилье и бюджетным финансированием создания коммунальной инфраструктуры в микрорайонах индивидуальной жилищной застройки. Это, конечно же, достаточно много. Например, на 2010 год в Костанайской области на инфраструктуру бюджет обязался выделить 1 млрд 305 млн. тенге. С 2005 года под строительство индивидуальных домов бесплатно передано 5992 земельных участка. Немалые государственные деньги задействованы и в кредитовании ипотеки.

Но что мы имеем. Индивидуальные дома зачастую строят люди, уже имеющие жилье. Равно как и покупают квартиры в домах, построенные за счет частных инвестиций. Вкладывание денег в недвижимость до сих пор было выгодных бизнесом. О том, как пытаются решить свою жилищную проблему люди, приехавшие из села, достаточно проехать и посмотреть, что делается в районе старого аэропорта. Что имеем, из того и строим - вот их главный принцип. А чего еще можно потребовать от «социальных аутсайдеров»?

Похоже, разработчики названных программ находятся в плену другой цифры. Согласно официальной статистике, по итогам первого полугодия средняя номинальная зарплата в Костанайской области составила 50 409 тенге. Это на 12,2% больше прошлогоднего. Да и реальная зарплата выросла на 5,2%. Если муж и жена работают, получая такие деньги, то почему бы им, дескать, не построить квартиру по ипотеке? Можно. Обретя себя на нищенское существование на долгие годы. А чего тогда ждать от тех, кто выстроился в городской очереди на получение коммунального жилья?

По принципу пирога

Проблему, очевидно, можно решить, изменяя структуру финансирования в сторону повышения доли коммунального арендного жилья и создавая более щадящие условия предоставления кредитов по ипотеке. У нас образовался слишком большой разрыв между рыночной стоимостью готового жилья, и финансовыми возможностями населения, не имеющего квартиры. На этом разрыве держится и высокая арендная плата частного жилья. Надеяться, что возрастающие доходы автоматически изменят ситуацию - наивно. Недавно пришлось услышать об идее выстраивания всего жилого фонда в виде слоеного пирога. В его основании лежат коммунальные арендные квартиры как временное жилье для малообеспеченных граждан. В каждом слое, где квартиры отличаются уровнем комфортности, их должно быть достаточно много, чтобы дать гражданам большую свободу для перехода из одного слоя в другой. В зависимости от того, какой у них будет доход. Что-то рациональное в этом есть. Сегодня получился не пирог, а перевернутая пирамида, стоящая на очень неустойчивом куске из единичных квартир, которым местная власть пытается безуспешно «накормить» тысячи страждущих.

Давайте вспомним «хрущевки», с помощью которых когда-то в СССР решали жилищную проблему. Оказывается, тогда этим опытом воспользовались и в США. Но почему мы сейчас должны стесняться такого подхода? В официальных документах вроде бы уже звучала идея строительства менее комфортного и более дешевого жилья, но ее реализацию граждане не себе не ощутили. Тогда почему не воплотить этот подход в программе жилищного строительства, которая будет составляться на очередной период?

Структура жилищного строительства области

Рисунок Алексея МАЦАРИНА 

ОПРОС

Нужно ли возвращаться к практике строительства «хрущевок»?

Николай ДЕТКОВ, инженер-строитель:

-  Если под «хрущевками» понимать панельное домостроение, то почему бы и не вернуться. Оно на 20% дешевле кирпичного, за которое сегодня все у нас «зацепились». Кстати, во многих странах его используют до сих пор. Но у нас разрушили стройиндустрию, которая выпускала эти панели. Заводы надо восстанавливать. В домостроении есть и другие дешевые технологии. Чтобы их применять, нужно этим заниматься. Каких-то движений в эту сторону я пока не вижу.

Александр КОРЧИНСКИЙ, директор ТОО «Ирина и К»:

-  Сегодня в Казахстане уже выпускают материалы, которые удешевляют строительство жилых домов. Но перейти к их применению не так-то просто. Слишком много нужно делать согласований и эспертиз прежде, чем приступишь к строительству. На это уходит около полугода. Чтобы строить дешевое жилье, нужно переходить к системной работе. В строительстве вообще нельзя жить только сегодняшним днем. Хочешь иметь недорогие квартиры, планируй эту программу на несколько лет, заключай договоры с авторитетными подрядчиками. Причем, начинаться этот процесс должен с самого верхнего уровня государственного управления.

Ирина АРОНОВА, первый заместитель Костанайского филиала НДП «Нур Отан»:

- Это было бы правильно. Средств на покупку жилья у многих людей все равно не хватает. Особенно это важно для молодых семей. Почему бы не предоставить им квартиры в доме, где с одним ребенком можно жить какое-то время, и накопить денег на улучшение жилищных условий? Что касается наличия денег у государства для такой программы, то известно много фактов их недоиспользования различными ведомствами. Тогда их лучше направить на строительство муниципального жилья. Такие решения должны приниматься на уровне правительства.

Сергей БОГАТЫРЕВ, член политсовета ОСДП «Азат»:

- Строительство муниципального арендного жилья нужно увеличивать, но это должны быть квартиры, отвечающие современным требованиям. Деньги у государства на это есть.Другое дело - кому оно должно быть предназначено. На мой взгляд, в первую очередь - молодым семьям и работникам бюджетной сферы: врачам и учителям. Что касается служащих органов госуправления, их в эти списки не включать. Так будет меньше злоупотреблений. К тому же на госслужбу нужно брать людей достаточно обеспеченных. Что касается сельчан, приехавших в город, то, если государство  будет проводить эффективную политику по возрождению села, то многие из них сами вернутся обратно.

Наталья НОВОДВОРСКАЯ, председатель Ассоциации детских и молодежных организаций Костанайской области, депутат облмаслихата:

- Я бы слово «хрущевки» вообще не упоминала. У многих людей оно связано с убогим жильем, поэтому, если иметь в виду  именно это, то возврата не должно быть. Во всем мире для молодых семей строят дома, где небольшие квартиры со всеми современными удобствами. Почему бы и нам в Казахстане не пойти по этому пути?

05.08.2010

Евгений ШИБАРШИН, www.ng.kz

 


Еще комментарии

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.