Жилье по этапу

Новая программа жилищного строительства на 2008–2010 годы может обогнать старую по проблемам. В ходе реализации первого этапа Государственной программы жилищного строительства на 2005–2007 годы оператором на рынке в лице государства выступала Казахстанская ипотечная компания.

Новая программа жилищного строительства на 2008–2010 годы может обогнать старую по проблемам.

В ходе реализации первого этапа Государственной программы жилищного строительства на 2005–2007 годы оператором на рынке в лице государства выступала Казахстанская ипотечная компания.

 Поскольку цели и задачи КИК сводились к тому, чтобы запустить рынок ипотеки, а не быть на нем конкурентом частных банков, то и механизм участия исключал соперничество, а строился на чистой воды партнерстве с банками второго уровня. То есть объективно в структуру реализации первого этапа госжилпрограммы были включены практически все казахстанские банки с их разветвленной филиальной системой. Но даже при таком охвате было много претензий, нареканий и подозрений. Было обещано, что государство проведет тщательную работу над ошибками и новая программа уже пойдет как по маслу.

Тем не менее для реализации госжилпрограммы на 2008–2010 годы был выбран всего один оператор – Жилстройсбербанк (ЖССБ). Невольно возникает вопрос – почему и сомнение – а справится ли? Площади вводимого жилья увеличились, а продавать его будет всего один продавец, не имеющий какого-то особенного, уникального опыта на рынке ипотеки.

Еще свежи в памяти смертоубийственные очереди в департаментах жилья, когда выдавались «талоны», дающие право претендовать на квартиры в рамках Программы жилищного строительства на 2008–2010 годы. Сейчас как минимум может повториться то же самое, но на этот раз в филиалах Жилстройсбербанка (ЖССБ). Уже сейчас в немногочисленных отделениях этого финансового института очереди стали главной головной болью клиентов. Даже чтобы положить свои кровные на счет, приходится выстаивать от 30 минут до полутора часов. А ведь помимо работы со счетами ЖССБ обязали проводить дополнительную работу, в том числе и с новыми клиентами.

– Сначала на основании документа, выданного уполномоченным органом, оценивается платежеспособность потенциального заемщика. Затем он вновь должен обратиться в местный государственный орган по жилищно-коммунальным вопросам. После прохождения участником государственной программы отбора в жилищной комиссии с ним заключается договор купли-продажи жилья. Данный договор предоставляется в банк, и только после его получения начинается оформление и выдача жилищного займа, – так разъяснили процедуру кредитования в ЖССБ.

То есть фактически потенциальный заемщик должен будет обращаться в ЖССБ дважды. А это предполагает огромные расходы со стороны ЖССБ как по времени, так и по деньгам. Если хотя бы приблизительно подсчитать количество клиентов, которых придется обслужить в целом, выходит, что оно увеличится как минимум вдвое.

Принимая во внимание уже существующие проблемы с обслуживанием, штат и филиальную сеть банку придется увеличивать хотя бы соразмерно. На удобства уже даже и рассчитывать не приходится.

– Расширение филиальной сети предполагается. Но когда, пока неизвестно, – пояснила в этой связи главный специалист по работе с клиентами ЖССБ Айнура Кожамкулова. – Тем не менее операции можно будет проводить и посредством отделений нашего агента АО «Казпочта».

Первая госпрограмма жилищного строительства реализовывалась через разветвленную филиальную сеть банков второго уровня. А уже затем финансовый институт со 100-процентным участием государства – Казахстанская ипотечная компания (КИК) – перекупал права требования по таким кредитам под фиксированную ставку вознаграждения. То есть особых расходов подобная система не предполагала. Не нужно было государству оплачивать деятельность каких-то филиалов и прочего. Этим целиком занимались коммерческие банки.

Надо сказать, та система в плане эффективности была много совершенней нынешней. Банки сами оплачивали дополнительные расходы. К примеру, за обслуживание клиентов – участников госжилпрограммы банки получали маржу в размере двух процентов. Да и в плане коррупции возможностей было меньше.

В ЖССБ для заемщиков, попадающих под условия новой госпрограммы, кредитные условия по одной позиции лучше – ставка вознаграждения в пределах четырех процентов. За это спасибо, конечно. Однако, когда столько добра в одни руки, никакого контроля не напасешься. И потом, на кого, собственно, будут в таком случае возложены расходы на открытие и содержание филиалов? Естественно, на государство.

При этом совершенно непонятно, чем теперь будет заниматься специализированное детище государства – КИК.

Таким образом, краткие итоги первой госпрограммы жилищного строительства далеко не утешительные. Хотя система, по идее, должна была работать слаженно и четко, во всяком случае для этого были все предпосылки. Новая программа отличается наибольшей либеральностью во всех отношениях и при этом вешает на государство огромный груз предусмотренных и непредусмотренных расходов.

Выбранный оператор – ЖССБ пока не внушает доверия в плане того, справится ли он с возложенными на него обязанностями. Уже сейчас этот банк захлебывается. В ноябре он приостановил деятельность по выдаче промежуточных займов в рамках основной деятельности. Сейчас, когда всеми силами стараются довести до конца работу по завершению госпрограммы – 2005–2007, руководство банка просит либо приостановить работу по программе 2008–2010 годов, либо не придираться к слабым темпам реализации первой программы.

15.09.2010

www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.