Как жилищная госпрограмма работает в ЮКО?

Реализация Госпрограммы развития жилищного строительства на 2005–2007 годы и региональной программы жилищного строительства по ЮКО на 2008–2010 годы дала южанам реальную надежду улучшить жилищные условия.

Для кого-то это kvartirniy_vopros.jpgвозможность обзавестись собственной, хотя бы однокомнатной, квартиркой и прекратить переезды с одного съемного угла на другой. Еще кто-то осуществит голубую мечту и поселится в элитном доме. Удалось ли снять в регионе остроту жилищного вопроса за прошедшие годы? На этот и другие вопросы в интервью нашему корреспонденту ответила начальник областного управления строительства Альмира ОРМАНЧИНА.

– Реализуемая сейчас программа жилищного строительства является логическим продолжением предыдущей, – отмечает она. Тогда планировалось построить 24,3 тысячи квадратных метров коммунального жилья. Фактически же план был выполнен на 122,6%. А вот по вводу ипотечного жилья картина менее радужная. Недовыполнение в те годы составило 160,9 тысячи квадратных метров. Естественно, это только усугубило ситуацию с обеспечением жильем южан. Достаточно сказать, что сегодня в очереди на получение жилья стоит более 6,7 тысячи семей, почти половина из которых проживает в Шымкенте.

В 2007 году утверждена региональная программа жилищного строительства на 2008–2010 годы, в основе которой лежит социальная направленность жилищного строительства, то есть обеспечение устойчивого темпа роста строительства жилья, доступного для широких слоев населения. За счет бюджетных средств все эти годы велось строительство арендного жилья 3-го и 4-го класса комфортности, за счет частных инвестиций – всех классов. Реализация программы ведется комплексно по нескольким источникам финансирования, включая республиканский бюджет, реинвестиционные средства, деньги из местного бюджета, негосударственного сектора и населения.

Надо отметить, что когда разрабатывался второй этап программы, то планировалось увеличение объемов ввода жилья и инвестиций. Однако кризис повлиял на реализацию программы. По итогам прошлого года наша область имеет 13-й показатель по вводу индивидуального жилья, что нехарактерно для нашего региона, жителей которого всегда отличало стремление строить индивидуальные дома.

– Альмира Маратовна, реализация первого этапа государственной жилищной программы позволила в Шымкенте построить новый микрорайон «Нурсат». Однако вот уже который год при въезде в жилой массив высятся коробки будущих домов, строительство на которых замерло. Получается, что и на этот раз не обошлось без долгостроев?

– К сожалению, да. Связано это с тем, что при начале массового жилищного строительства оказалось слишком много недобросовестных подрядчиков, выигравших тендеры, получивших предоплату и исчезнувших. Причем есть среди них и такие, которые получили в виде аванса до половины от общей стоимости строительных работ. Таких проблемных домов у нас насчитывается 18. По каждой из компаний идут судебные процессы. Увы, куда медленнее, чем хотелось бы. За многими фирмами стоят высокопоставленные чиновники, причем не местные. Возможно, этим в какой-то степени можно объяснить затянувшиеся тяжбы.

Пока только по двум домам завершились суды, и для завершения их строительства определены новые подрядные организации. Закрывая тему микрорайона «Нурсат», хотела бы еще сказать вот о чем. Конкурсы государственных закупок здесь в общей сложности проведены на строительство 196 домов стоимостью свыше 17 миллиардов тенге. Завершены же и сданы в эксплуатацию только 159 многоэтажек. Продолжается строительство 15 домов. 22 жилых дома по-прежнему остаются незавершенными. В связи с этим акимату Шымкента необходимо достроить эти дома за счет средств реинвестиции.

Если же говорить в целом, то реализация госпрограммы по области идет хорошими темпами. В 2010 году на строительство и приобретение кредитного жилья из республиканского бюджета предусмотрено 698 миллионов тенге. В том числе на завершение строительства тех самых 15 многоэтажных жилых домов в микрорайоне «Нурсат» и на строительство жилья государственного коммунального жилищного фонда в районах и городах. По поручению акима области Аскара Мырзахметова, которое он дал во время объезда Толебийского района, в текущем году в Ленгере будет завершено строительство двух многоэтажных жилых домов, один из которых – 40-квартирный, а второй – 59-квартирный. Расходы на завершение работ составят 194 миллиона тенге.

Фактически областью по итогам программы будут использованы средства в размере 9,2 миллиарда тенге и введено в эксплуатацию 129,6 тысячи квадратных метров жилья, что на 72,8 тысячи больше плана. Это связано с тем, что средства были направлены на завершение домов, начатых в рамках Государственной жилищной программы 2005–2007 годов.

– Есть ли существенные отличия между первым и вторым этапами жилищной программы?

– Второй этап предполагает возведение арендного жилья вместо бесплатного коммунального, предусмотренного на первом этапе. На нынешний год у нас запланирована сдача в эксплуатацию 60 арендных домов.

– Альмира Маратовна, насколько я знаю, в регионе есть некоторые сложности с реализацией арендного жилья.

– В Шымкенте нет, а вот в районах да, действительно, не все так просто. Дело в том, что сумма помесячной платы за арендованное жилье утверждается депутатами районных и городских маслихатов. В целом ряде районов и городов до сих пор такие ставки не утверждены. Вот и пустуют готовые к заселению дома, а люди продолжают томиться в очередях.

– Есть ли еще проблемы в сфере жилищного строительства, на которых вы считаете нужным заострить внимание?

– Однозначно, необходимо повысить ответственность заказчиков – отделов строительства городов и районов области за качественное и своевременное исполнение договорных обязательств. Необходимо также оказать содействие гражданам, желающим самостоятельно решить жилищный вопрос, построив частный дом. Для этого порой достаточно бесплатно выделить земельный участок под застройку.

С 2005 года на получение земельных участков по области подано 168 303 заявления, выделено же 75 831 земельный участок, или 45% от потребности. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что для развития жилищного строительства прежде всего необходимо решить вопрос сооружения инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Здесь мы существенно отстаем. Нет проектно-сметной документации даже в тех районах, которые уже по несколько лет застроены и заселены. К примеру, такие микрорайоны Шымкента, как «Нуртас», «Кызылжар», «Жайлау», «Кызылжар», «Жидели», «Актас», «Шанырак», «Азат», «Турлан», «Шугыла», «Туран», «Сауле», «Казыгурт», «Самал-3», «Кайт­пас-1», «Кайтпас-2».

Я считаю, что застройщики должны принять долевое участие в финансировании разработки проекта застройки третьей и четвертой очередей, состоящего из раздела генплана, магистральных и разводящих инженерных сетей и инженерных изысканий. Равно как и принять долевое участие в реализации проекта по благоустройству жилых массивов. Вообще же мы вышли в Правительство страны с просьбой разрешить продолжить в нашем регионе реализацию жилищной программы. Надеемся на понимание. И тогда можно будет более детально планировать источники финансирования и направления работы на последующие годы.

11.11.2010

Любовь ДОБРОТА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.