Земельный вопрос всех испортил

Будет ли казахстанский участок транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай оснащён достойной его международного статуса инфраструктурой?

Будет ли казахстанский участок транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай оснащён достойной его международного статуса инфраструктурой? Или транзитникам будут встречаться на дороге самостийные строения, олицетворяющие национальный взгляд на придорожный комфорт? И кто будет отвечать за их соответствие/несоответствие евростандартам?

Оказывается, эту ответственность разделили между собой Минтранском и Минтуризма и спорта. Как объяснил нам вице-министр туризма и спорта Каирбек Ускенбаев, его ведомство, руководствуясь различными научными выкладками, уже рассчитало, с какой частотой должны быть построены вдоль трассы туристические комплексы, кемпинги и просто заправки. Так через каждые 600 километров должны быть возведены крупные туристические объекты с мотелями, магазинами, автозаправками и СТО. АЗС с минимальным набором услуг будут расположены, по замыслу чиновников Минтуризма, через каждые 100 километров. Наконец, учитывая суровые климатические условия Казахстана, мини-АЗС с СТО будут построены с частотой 40–50 километров.

Цена вопроса, по словам Каирбека Ускенбаева, составляет 50-70 млн долларов. Это учитывая, что приблизительная стоимость одного комплекса равна двум млн долларов. Вице-министр оптимистично заявляет, что привлечение инвесторов идёт успешно. Дескать, у бизнесменов к этим проектам интерес высокий  и проблемы с деньгами вряд ли возникнут. Правда, пока чиновники не спешат подпускать деловых людей к проектам, чтобы они не мешали строительству дороги. По словам г-на Ускенбаева, эти вопросы будут решены примерно за год до окончания стройки.

Смущает некоторая размытость распределения ответственности. Получается, что землю под кемпинги выделяют акиматы, и их расположение и дизайн будут согласовывать в областных департаментах транспорта. А причём тут тогда Минтурспорта? Не получится ли так, что у семерых нянек дитя будет без глазу?

Минтранском пока больше волнуют темпы выкупа участков под строительство дороги. Если в трёх областях: Кызылординской, Актюбинской и Жамбыл­ской этот процесс прошёл, что называется без сучка и задоринки, то в Алматинской и Южно-Казахстанской всплыл целый комплекс проблем. К примеру, в Алматинской обозначилось 74 проблемных участка площадью 115,6 гектара. Из них только по девяти возникли споры из-за стоимости земли. Остальные участки либо заложены, либо у хозяев правоустанавливающие документы собраны не в полном объёме, либо возникла неясность, кто же является их реальными собственниками?

В Южно-Казахстанской области проблемных участков и недовольных ценой, предложенной государством, ещё больше – 138 и 85, соответственно.

Сегодня землю выкупают по рыночной цене, и то находятся недовольные. По словам заместителя председателя Комитета автомобильных дорог Нурланбека Умирбаева, в стоимость участка входит даже упущенная предпринимателем выгода. Если же земля находится в залоге, то государство компенсирует хозяину участка даже его обязательства перед банком. Однако, похоже, вскоре земли на госнужды будут изыматься по кадастровой стоимости. Во всяком случае соответствующие поправки в Земельный кодекс и Закон «О госимуществе» уже готовятся.

В конце концов у дорожников есть альтернатива: построить дорогу в обход участка, с хозяином которого никак нельзя сторговаться. В принципе они так уже делали и при строительстве автобана Астана – Боровое, и в Актюбинской области, где хозяин одной АЗС загнул такую цену, что оказалось дешевле «сместить ось дороги».

Конечно, когда речь идёт о раздаче таких лакомых сумм (к примеру, только в этом году на выкуп земель под строительство трассы было выделено свыше 8 млрд тенге), закрадываются сомнения: а не принадлежат ли эти земли самим чиновникам, которые умело воспользовались инсайдерской информацией и сейчас снимают навар со своих вложений? Эту мысль недавно озвучил даже президент. Нурланбек Умирбаев заверил нас, что пока эти слухи «ничем не подтверждаются».

– По крайней мере, наши дорожные руководители в этом не замешаны. Теоретически это, конечно, не исключено, потому что схема прохождения трассы и какие участки попадут под выкуп было известно ещё на этапе разработки технико-экономического обоснования, то есть в конце 2007 – начале 2008 года…

Конечно, можно было бы и проверить, какие участки были выкуплены именно в этот период. Однако, видимо, проведением таких расследований должен заниматься не Минтранском, а совсем другое ведомство.

13.12.2010

Жанах ТУЛИНДИНОВА, www.megapolis.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.