Фиговый лист

В минувший вторник пресс-служба премьер-министра распространила документ под названием «Заявление правительства РК о текущей ситуации в экономике Казахстана и прогнозе экономического развития в 2008 году». Нам трудно судить о том, почему оно появилось именно сейчас, а не месяца два-три тому назад, что было бы своевременно. Возможно, чиновники хотели успокоить общественность, но вряд ли они добились этой цели.

Внезапная смена Натальи Коржовой на Болата Жамишева во главе Минфина вызывает вопросы относительно профессионализма казахстанских властей в условиях «внешнего шока».

В минувший вторник пресс-служба премьер-министра распространила документ под названием «Заявление правительства РК о текущей ситуации в экономике Казахстана и прогнозе экономического развития в 2008 году». Нам трудно судить о том, почему оно появилось именно сейчас, а не месяца два-три тому назад, что было бы своевременно. Возможно, чиновники хотели успокоить общественность, но вряд ли они добились этой цели. Во-первых, в заявлении нет практически ничего нового. Почти обо всем этом уже было сказано ранее. Во-вторых, предполагаемых мер может оказаться недостаточно в случае, если мировой кризис затянется на длительное время, что не исключено. И если нет причин для возникновения кризиса, как об этом сказано в заявлении, то стоит ли об этом говорить? Учитывая небольшой объем, редакция решила привести весь текст документа, сопроводив его краткими комментариями. Хотя содержание документа можно было передать короткой фразой, вынесенной в заголовок.

В условиях нестабильности на мировых финансовых рынках правительство Казахстана уверено, что темпы развития экономики страны в следующем году останутся на достаточно высоком уровне.

Показатели экономического развития в текущем году свидетельствуют о сильных позициях Казахстана. За девять месяцев т.г. реальный рост ВВП составил 109,7%.

Напомним, что всего пару недель назад, то есть уже через месяц после окончания отчетного периода, Минэкономики оценивало рост экономики за 9 месяцев в 10,1%. Вышло - 9,7%. Несколько ранее этот показатель на 2008 год прогнозировался на уровне 9,6%, сегодня - «не менее 5 - 7%». Такие вот «небольшие» ошибки в прогнозах на фоне сильных позиций страны. Раньше ошибались в сторону занижения, как бы теперь не начали ошибаться в обратную сторону. И как теперь быть с бюджетом, который рассчитывался, исходя из роста ВВП на 9,6%?

Причин или предпосылок для возникновения внутреннего финансового кризиса нет, поскольку фундаментальные факторы не изменились.

Снижение золотовалютных резервов Национального Банка сопровождается соответствующим ростом активов Национального фонда. Их совокупный объем составляет более 37 млрд. долл. США (около 42% ВВП).

Было бы странным, если бы активы Нацфонда не росли при сегодняшних рекордных ценах на нефть. Но по логике, при таких ценах должны расти и золотовалютные резервы Нацбанка. Но они за последние три месяца сократились почти на 6 млрд. долларов, а активы Нацфонда, если быть точными, выросли за этот период на 2 млрд. долларов США, что не дает основания говорить о соответствии.

Банки функционируют в нормальном режиме. Несмотря на сокращение фондирования, банки продолжают кредитовать экономику. За 10 месяцев 2007 года объем кредитов экономике увеличился на 53,8%, в том числе за август-октябрь - на 4,9%.

В целом банковский сектор Казахстана своевременно и адекватно отреагировал на изменившуюся ситуацию. Усилены требования к заемщикам, проводится работа по реструктуризации кредитов, принимаются меры по повышению качества ссудного портфеля.

Увеличение объемов кредитования - факт, бесспорно, положительный с точки зрения поддержания устойчивого роста экономики. Однако в плане имеющихся проблем с ликвидностью для банков, возможно, было бы лучше не наращивать кредитный портфель, а наоборот - сокращать объемы кредитования.

Правительство и Национальный Банк адекватно оценивают риски. В качестве краткосрочной стабилизационной меры Национальный Банк предоставляет ликвидность банкам в виде займов рефинансирования. В целях обеспечения социально-экономической стабильности и поддержания темпов экономического роста правительство выделит из бюджета на возвратной основе средства. До конца 2007 года будет выделено 1 млрд. долларов США, а в 2008 году - не менее 3 млрд. долларов США.

Эти средства будут направлены: во-первых, на защиту прав граждан - участников долевого строительства, и недопущение снижения стабильности ипотечного рынка; во-вторых, на продолжение финансирования проектов малых и средних предприятий на приемлемых для них условиях; в-третьих, на финансирование перспективных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для диверсификации экономики.

При этом деньги будут выделяться на оказание помощи не банкам и финансовым организациям, а реальному сектору экономики. Банки станут финансовыми посредниками в использовании этих средств. Ключевыми принципами оказания государственной поддержки является софинансирование, партнерство государства и бизнеса, адекватное разделение рисков и ответственности.

Хорошо, конечно, что правительство готово помочь «дольщикам», малому и среднему бизнесу, не забывая при этом еще и о диверсификации экономики, работу по которой надо было активизировать уже давно. Но непонятно, почему правительство подчеркивает, что «деньги будут выделяться на оказание помощи не банкам...». Может быть, пришло время оказать помощь именно им в первую очередь? Тогда, возможно, не придется оказывать ее другим. По большому счету, государству вместо того чтобы размещать собственные ресурсы за границей, давно пора было рассмотреть возможности использования механизмов создания «длинных» денег за счет внутренних ресурсов. Тогда, очевидно, банки меньше занимали бы за границей, не возникло бы сегодняшних проблем.

Правительство также приняло решение о внесении изменений в законодательство о долевом участии в строительстве, предусматривающих повышение прозрачности деятельности строительных компаний и дополнительные меры защиты участников долевого строительства.

По оценке правительства темпы роста экономики в 2008 году составят не менее 5-7%. Этому будет способствовать сохранение высоких цен на основные экспортные товары Казахстана, такие как нефть, металлы, пшеница. Динамичное развитие экспорториентированных секторов экономики окажет поддержку другим секторам экономики, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Похоже, правительство вновь рассчитывает на благоприятную внешнюю конъюнктуру. Но, как было сказано, кризис на мировых финансовых рынках может затянуться, что в свою очередь может отразиться на замедлении роста мировой экономики, снижении цен на сырьевые товары. Возникает резонный вопрос: когда наконец появятся результаты якобы успешных реформ, собственно системных трансформаций, и мы перестанем надеяться лишь на конъюнктурные факторы?

Экономика Казахстана обладает достаточными внутренними резервами для инвестиций. В условиях ограниченного доступа к внешним финансовым ресурсам рост депозитов населения и предприятий станет важным источником кредитования экономики.

Для сдерживания инфляционных процессов Национальный Банк продолжит проведение умеренно-жесткой денежно-кредитной политики, а правительство обеспечит взвешенную фискальную политику.

Правительство продолжит системные реформы в экономике, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране и модернизацию системы государственного управления. Особое внимание будет уделено развитию конкуренции и повышению качества инфраструктуры: электроэнергетики, железнодорожного и автомобильного транспорта, отрасли телекоммуникаций и связи. Эти меры будут способствовать повышению производительности экономики и ее диверсификации в целом.

Правительство совместно с Национальным Банком и Агентством по финансовому надзору предпримут меры по сокращению внешнего долга банковского сектора. Привлечение внешних заимствований будет допускаться с учетом обеспечения устойчивых темпов развития страны.

В банковском секторе продолжится работа по улучшению качества ссудного портфеля, внедрению эффективных методов риск-менеджмента и принципов корпоративного управления.

Правительство Казахстана продолжит проведение мониторинга финансовой ситуации для принятия адекватных мер.

Спасибо, господа, что будете отслеживать ситуацию и принимать меры. Но активизировать работу по диверсификации экономики, принимать меры по сокращению внешнего долга и так далее надо было не сейчас, и даже не вчера, а намного раньше. Также как и по улучшению качества ссудного портфеля. И можно лишь догадываться, как теперь можно улучшить качество кредитов, выданных ранее? Или мы чего-то недопонимаем?

Как ни грустно констатировать, случилось то, что случилось. Можно назвать это хоть кризисом или говорить, что причин для кризиса нет. От этого мало что изменится. Однако примечательно, что произошло все это в то время, когда чиновники, а за ними и провластные СМИ с газетных полос и экранов телевизоров рассказывали о небывалых успехах реформ в Казахстане. Читая и слушая их, возникало ощущение (или создавалось впечатление?), что в стране если и не наступила райская жизнь, то мы на подходе к ней. По всей видимости, вся эта рекламная кампания нужна была потому, что когда успехи не столь очевидны, как нам всем того хотелось бы, тогда возникает необходимость внушить это чувство.

В отличие от них наша газета все эти годы основное внимание уделяла проблемным аспектам развития отечественной экономики, надеясь таким образом хоть как-то способствовать их разрешению. Не нам оценивать, насколько нам это удалось. Судя по сегодняшним событиям, скорее нет, чем да. А проблем за это время накопилось столько, что они все отчетливее стали проявляться практически во всех сферах экономики. Тем не менее мы старались быть честными перед своими читателями и в меру своих способностей пытались рассказывать о ситуации в стране в целом и в экономике в частности - такой, какой она виделась с нашей точки зрения.

16.11.2007

www.dn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.