Модернизацию ЖКХ надо рассматривать системно

Подавляющая часть жилищно-коммунального хозяйства в Казахстане находится в плачевном состоянии, а эффективность работы предприятий ЖКХ остается низкой, что влияет и на качество жизни населения.

Подавляющая часть жилищно-коммунального хозяйства в Казахстане находится в плачевном состоянии, а эффективность работы предприятий ЖКХ остается низкой, что влияет и на качество жизни населения. Напомним: в июле прошлого года председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин на заседании правительства сообщал, что ремонта требуют более половины сетей и сооружений ЖКХ. В частности, в системе водоснабжения этот показатель достигает 64%, а в системе водоотведения – 66%. И хотя на развитие систем водоотведения акиматы областей в 2004–2010 годах направили около 43 млрд тенге, глава агентства упрекнул, что выделенные средства не во всех областях были использованы эффективно.

По самым скромным подсчетам экспертов, только на ремонт старого жилого фонда сегодня необходимо более 1,5 трлн тенге. Ситуация сегодня складывается такая, что у акиматов нет права финансировать ремонт многоквартирных домов, если они не подпадают под чрезвычайную ситуацию, а КСК, за редким исключением, так и не стали полноценным, действенным инструментом управления. Управление здесь смешалось с производственной деятельностью: КСК сами управляют, сами производят какие-то работы, качество, объёмы и стоимость которых практически никто не проверяет. В структуре тарифов на обслуживание и их обоснованности тоже разобраться трудно. Граждане не могут воздействовать на правления КСК, а те, в свою очередь, – на неплательщиков. В результате взаимного недоверия и пренебрежения недвижимость ветшает, жильцы не чувствуют себя полноценными собственниками, а КСК не отвечают за результаты своей работы, что в конечном итоге приводит к самостоятельным поискам квалифицированных сантехников и электриков по знакомым и объявлениям. При этом нет отдельного закона о КСК: отношения здесь регулируются положениями закона «О жилищных отношениях». И пусть закон оговаривает возможность смены КСК в случае, если они не удовлетворяют потребностям собственников квартир, но еще вопрос: насколько добросовестнее будет другой КСК?

Потому приходится, к сожалению, констатировать, что принятый два года назад законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы» не решает системных вопросов в ЖКХ. Как выход из этого тупика правоведы предлагают создание жилищных инспекций и проведение капремонтов за счёт жильцов при довольно туманной помощи из местных бюджетов.

В настоящее время сектор ЖКХ нуждается в серьезной модернизации и реформировании системы. Не случайно в своем ежегодном Послании народу Казахстана президент страны уделил этой теме особое внимание, подчеркнув, что «вопрос, который мы всегда откладывали – это модернизация жилищно-коммунального хозяйства». Глава государства ставит задачу проведения масштабной модернизации систем водо-, газо- и электроснабжения: к примеру, доля объектов коммуникаций, требующих капитального ремонта, к 2015 году должна снизиться до 22% с 72% в 2008 году. Протяжённость модернизированных сетей к 2015 году должна составлять в целом по стране свыше 31 тыс. км. Думаю, что каждый согласится со словами главы государства о том, что лучший показатель качества жизни – это уровень комфорта жилья для граждан.

В июле прошлого года Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства представило программу масштабной модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Она нацелена на решение вопроса изношенности активов ЖКХ. Новые сети и сооружения системы водоотведения будут строить за счёт республиканского и местного бюджетов, вне зависимости от того, кто будет их эксплуатировать. Такой же подход к решению имеющихся проблем использован и в отношении других областей жилищно-коммунального сектора. Одной из первых «ласточек» в претворении этой масштабной программы стала принятая на днях государственная программа поддержки жилищного строительства, которая в 2011–2012 годах предусматривает выделение 40 млрд тенге на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Возможно, самая большая проблема рассматриваемой отрасли, так сказать, – наличие «семи нянек». За тепло и электроэнергию отвечает Министерство индустрии и новых технологий. За канализацию и водоснабжение – Министерство сельского хозяйства. За тарифы – Агентство по регулированию естественных монополий. За жилищные отношения – Комитет по строительству и т.д. Между тем в программе никак не прописана ответственность КСК, деятельность которых абсолютно непрозрачна перед местными органами власти. В результате никто конкретно не отвечает в целом за коммунальную сферу, а при отсутствии уполномоченного органа выстроить систему жилищно-коммунальных отношений вряд ли получится. В таких условиях деньги, выделяемые на развитие и восстановление инфраструктуры ЖКХ, могут быть впустую потрачены. Потому не случайно еще в прошлом году прозвучала депутатская инициатива о необходимости создания самостоятельного министерства коммунального хозяйства, в котором было бы сосредоточено всё управление. У министерства, а не у непонятной инспекции, считает сенатор Гани Касымов, должно быть право выделять средства и контролировать их прохождение, право проведения капремонтов, эксплуатации, проведения тендеров, определения оценочной стоимости и так далее.

У казахстанцев уже имеется достаточный опыт, чтобы судить о преимуществах рыночной конкуренции: здесь примером может служить отрасль мобильной связи. Телефон или оператора, предоставляющего дорогую услугу или тариф, можно поменять в любой день и час. Сфера ЖКХ, конечно, более сложная, не такая подвижная, и выбор здесь зависит не от одного клиента, а требует получения согласия всех жителей дома. Тем важнее привлечение в этот сектор настоящих профессионалов, частного бизнеса. В случае, если будет создан рынок услуг ЖКХ со множеством игроков, будет расти конкуренция, и можно ожидать улучшения качества и снижения стоимости услуг. Всем известно: частный бизнес является более эффективным собственником и управленцем, чем государство.

Пока в целом жилищно-коммунальная сфера в Казахстане не избалована вниманием бизнеса. По словам директора департамента жилищной политики и ЖКХ Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Василия Маслова, чтобы бизнесу было интересно, нужны привлекательные условия. Чтобы частник пришёл в какую-либо сферу, скажем, водоснабжения, нужно сделать её инвестиционно привлекательной. Первое, самое главное и основное условие – на законодательном уровне установить «правила игры». Инструкции, договоры, соглашения – это одно, но закон есть закон! Во-вторых, частник станет вкладываться, только когда увидит сферу приложения своих интересов в нормальном, рабочем состоянии. И третье: частнику нужна определенная гарантия, что его вложения вернутся ему с прибылью.

Один из способов создания таких определенных гарантий – государственно-частное партнерство. Его формула во всем мире одинакова: собственность государственная, управление – частное, контроль – общественный. В нашем ЖКХ по отдельным объектам уже можно применить один из законов, который регулирует сферу государственно-частного партнерства – Закон «О концессиях». При этом должен быть строгий контроль за деятельностью концессионера  как со стороны государства, так и со стороны потребителей, чтобы у него не было желания завысить свою прибыль за счёт населения, не вкладываясь в активы. Так что подход к дальнейшему развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, по нашему мнению, необходимо рассматривать системно: с учетом интересов населения, привлекательности для бизнеса и управляемости государством.

21.02.2011

Алибек КУДАЙБЕРГЕНОВ, www.megapolis.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.