ЖКХ: Ждем Кого? - Хозяина!

Наша страна - одна из немногих на постсоветском пространстве, которая сегодня может похвастаться ростом населения. Если с 1993 года количество казахстанцев ежегодно сокращалось и за десятилетие уменьшилось на 13 процентов, то с 2003 года сальдо миграции отсутствует, то есть число въезжающих людей в республику на сегодняшний день превышает количество выезжающих.

Наша страна - одна из немногих на постсоветском пространстве, которая сегодня может похвастаться ростом населения. Если с 1993 года количество казахстанцев ежегодно сокращалось и за десятилетие уменьшилось на 13 процентов, то с 2003 года сальдо миграции отсутствует, то есть число въезжающих людей в республику на сегодняшний день превышает количество выезжающих. У этой положительной динамики имеется одна изрядно проблемная сторона: население растет при неизменном изнашивании сектора жилищно-коммунального хозяйства. Вернее - такова была ситуация вплоть до недавнего времени.

История казахстанской сферы ЖКХ - это история проб и ошибок. До 1993 года она финансировалась (по «советской» привычке) исключительно за счет государственных дотаций, что обернулось в итоге практически повсеместным износом коммунальных сетей и объектов. Однако в 1996 году были начаты системные реформы, благодаря которым жилищные отношения в стране, бесспорно, были выведены на качественно новый уровень. Что, впрочем, как показало время, не решило многих и многих проблем.

В настоящее время система отечественного ЖКХ состоит из двух взаимосвязанных элементов, а именно: коммунальный сектор (включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение) и, собственно, жилищный сектор, иначе говоря - дома.

Всем известно, что чем меньше в системе элементов, тем она надежнее. А в случае с нашим ЖКХ проблема как раз в том, что при всего двух составляющих взаимодействие между ними категорически малоэффективно. Хуже того - без какого-либо воздействия извне решить эту проблему не представляется возможным, в то время как сложившаяся система исключает возможность такого воздействия в принципе.

Ситуация, если вкратце, такова. Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей, как правило, не соответствует требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг.

При этом сфера ЖКХ остается малопривлекательной не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. Большой износ основных средств, большие сроки окупаемости при жестко регулируемых тарифах, отсутствие законодательных основ для долгосрочного инвестирования и прочие подобные факторы не стимулируют частный капитал к развитию деятельности в этой сфере экономики.

Для того чтобы понять масштабы проблемы, стоящей перед государством, имеет смысл обратиться к цифрам. Итак, по данным республиканского Агентства по статистике, в 2009 году жилищный сектор Казахстана насчитывал 267,8 млн. кв. метров общей площади, из которых 261,4 млн. кв. метров (или 97,6 процента) жилья являлись неприкосновенной частной собственностью, воздействовать на которую (хотя бы и с самыми наиблагими намерениями) государство попросту не имеет права. При этом главная характеристика жилищного сектора, которую вынуждены констатировать госорганы, заключается в крайне низкой платежной дисциплине собственников квартир.

А что же коммунальный сектор? Может, там лучше с гражданской сознательностью?

Увы, как показывает анализ, картина по сетям совсем неприглядная. Скажем, большинство сооружений и сетей системы водоотведения, так же как и объекты водоснабжения, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20 лет назад. В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 66 процентов сетей требуют капитального ремонта или их полной замены. Значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до четверти в отдельных городах) поступает напрямую на городские очистные сооружения, изначально не рассчитанные на очистку промышленных сточных вод. Многие действующие очистные сооружения уже выработали свои эксплуатационные ресурсы и требуют замены.

Система теплоснабжения характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности приборами учета. По оценкам экспертов, общая потребность в них составляет 45,8 тыс. единиц, а установлено - 23,3 тыс. Отсутствие должного учета приводит к колоссальным потерям тепловой энергии. Прижившаяся в стране практика нормативной тарификации теплоснабжения не способствует повышению показателей энергоэффективности. По среднестатистическим данным, потери тепловой энергии в сетях в 2009 году составили 11,6 млн. Гкал, или 17,5 процента от общего количества отпущенной энергии. Точно такая же картина в электроснабжении.

Ну и, конечно, кооперативы собственников квартир - это связующее звено между жильцами и коммунальщиками - тоже не внушают оптимизма. Занимая монополистическое положение, КСК отнюдь не стремятся повышать качество предоставляемых коммунальных услуг. Сегодня они являются и исполнителями, и заказчиками услуг в одном лице, не ощущая совершенно никакой конкуренции.

Для решения всех этих проблем в ноябре прошлого года была принята Программа модернизации ЖКХ, рассчитанная на 10 лет.

Во многих развитых странах государственные власти давно осознали, что монопольное положение муниципальных служб сдерживает улучшение условий жизни в крупных городах. Принятые там нововведения в жилищно-коммунальной сфере, основанные на рациональном сочетании централизации и децентрализации, дали положительные результаты. Они активизируют рынок услуг и улучшают условия жизни потребителей.

Именно такой опыт государство начинает внедрять у нас. Например, в развитых странах собственники жилья объединяются в товарищества и привлекают на конкурсной основе профессиональную управляющую компанию, которая выполняет все виды работ, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома. В итоге жильцы по сути лишь проводят мониторинг и контроль за выполненными работами. В случае неудовлетворенности качеством предоставляемых услуг ими просто-напросто принимается решение о привлечении другой управляющей компании.

В обширной проблеме ремонта выход видится в введении особой накопительной системы - абсолютно прозрачной в финансовом плане. Что касается источников финансирования, то малообеспеченным слоям населения государство обещает выплачивать специальные жилищные пособия, которые пойдут на капремонт всего дома. При этом КСК будут предоставляться доступные кредиты из специального фонда развития ЖКХ.

Основные задачи Программы сформулированы следующим образом. Органы управления объектом кондоминиума должны самостоятельно обеспечивать нормативную эксплуатацию жилищного фонда. При этом необходима модернизация коммунальных систем. Надо добиться повышения энергоэффективности в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Наконец совершенно ясно, что пора привлекать в сферу жилищно-коммунального хозяйства частный капитал. Ожидается, что привлечение частного бизнеса в управление коммунальными сетями позволит отойти от иждивенческой позиции коммунальных предприятий и перейти к конструктивному диалогу по созданию прямых взаимоотношений «услугодатель - потребитель», а также путем создания здоровой конкуренции обеспечить качественное предоставление услуг.

Основными условиями, необходимыми для достижения поставленных задач, по мнению разработчиков Программы, является использование ресурсосберегающих технологий, снижение эксплуатационных затрат, внедрение новых форм и методов управления, развитие инвестиционного потенциала и привлечение частного капитала. И, конечно же, необходимо создать условия для осмысления и переоценки отношения у собственников квартир к общему долевому имуществу в объекте кондоминиума.

Уже в этом году будет проведена оценка технического состояния инженерных сетей - с выводами о возможности эксплуатации или капитального ремонта обследованных объектов и рекомендациями по повышению их надежности. По результатам обследования будет сформирована единая, в разрезе населенных пунктов, база данных по сетям и объектам коммунального сектора, которая в дальнейшем будет обновляться на постоянной основе. Кроме того, до 2015 года будут приниматься меры по определению и передаче в коммунальную собственность «бесхозяйных» сетей и сооружений.

Параллельно будет обеспечиваться разработка и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий. Уже сейчас отбираются наиболее перспективные технологии и технические решения по каждому направлению. Затем будут проведены прикладные исследования с целью апробации и адаптации данных технологий к условиям Казахстана. К этой деятельности привлекаются ведущие отечественные и зарубежные научные центры.

Ожидается, что к 2020 году степень удовлетворения населения в каждом регионе страны качеством предоставляемых коммунальных услуг будет составлять не менее 70 процентов. Охват населения политикой энергосбережения будет абсолютным,  также 100 процентов населения будет обеспечено приборами учета. Кроме того, принимаемые государством меры снизят количество аварий на объектах ЖКХ до 70 процентов, а объем сточных вод промышленных предприятий, поступающих на городские очистные сооружения, - до 15 процентов.

Наконец, согласно плану, уровень вовлечения частного капитала в сферу ЖКХ составит не менее 3,5 процента. Эта цифра может показаться кому-то малой, но ведь малы все начальные цифры. А как ни крути, сфера жилищно-коммунального хозяйства, по сути, только сейчас встала на путь эффективного развития.

29.03.2011

Александр СКРЕЛИНГ, www.kp.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.