Программа-максимум

Интриги, скандалы, расследования в сфере ЖКХ – обо всем этом судили-рядили в правительстве на текущей неделе. Речь шла о новой программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Этот документ предполагает инновационные механизмы для снижения энергопотерь в жилых домах, их капитальный и текущий ремонт.

Интриги, скандалы, расследования в сфере ЖКХ – обо всем этом судили-рядили в правительстве на текущей неделе.

Речь шла о новой программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Этот документ предполагает инновационные механизмы для снижения энергопотерь в жилых домах, их капитальный и текущий ремонт.

 Помимо этого, выработаны реальные методы финансирования ремонта теплотрасс, газопроводов и прочее. Уже не первый год говорится о проблеме изношенности коммунальной инфраструктуры. Многие дома находятся в крайне ветхом состоянии, что в случае катаклизмов повлечет за собой дополнительные расходы государства. Впрочем, и без катаклизмов эти дома, в первую очередь их инфраструктура, развалятся по законам физики – дает о себе знать старение металла и его износ. Так что актуальность новой программы нельзя переоценить.

Почти 50-процентное обновление сетей тепло-, электро- и газоснабжения, более 11,5 тысячи отремонтированных  многоквартирных жилых домов, прозрачная и качественная работа сервисных компаний по содержанию домов – все это в следующие десять лет казахстанцы получат благодаря Программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Модернизация коммунальных сис-тем будет производиться как за счет бюджетных средств, так и за счет тарифов, посредством реализации инвестиционных программ предприятий. Всего на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2011-2020 годы будет направлено 636 млрд тенге по всем источникам финансирования. К 2020 году протяженность модернизированных сетей будет составлять 20,7 тысячи километров. Таким образом, будет обновлено от 40 до 50 процентов сетей тепло-, электро- и газоснабжения.

Особое внимание в новой программе  развития жилищно-коммунального хозяйства уделено вопросу капитального ремонта домов. На сегодняшний день, по данным статистики, в Казахстане в капитальном ремонте нуждаются 32 процента многоквартирных жилых домов. Как провести «модерн» почти трети всего жилого фонда республики? Какие схемы финансирования и контроля за качеством проводимых ремонтных работ наиболее приемлемы для всех участников рынка – собственников квартир, КСК, государства?  Ответы на эти вопросы дает новая Программа модернизации ЖКХ. Именно благодаря ей за счет создания новой модели жилищных отношений и специальных механизмов совместного финансирования за 10 лет будет отремонтировано 11624 дома. Таким образом, доля объектов, требующих капитального ремонта, должна снизиться с 32-х до 22 процентов к 2015 году. А к 2020 году этот показатель уменьшится и вовсе до 10 процентов.

По первому механизму  из республиканского бюджета выделяются трансферты местным исполнительным органам для капитализации социально-предпринимательских корпораций (СПК). Затем между кооперативами собственников квартир (КСК), подрядчиком и СПК заключаются договоры.

Собственники квартир вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта. Эти средства КСК использует для оплаты ремонтных работ, выполненных подрядчиком. СПК оплачивает подрядчику 85 процентов от общей стоимости работ. За счет совместного финансирования подрядчик выполняет весь объем работ по ремонту дома. В течение срока, установленного договором, владельцы квартир производят ежемесячные взносы на сберегательный счет. Накопленные средства со сберегательного счета причисляются в СПК в качестве оплаты выполненных работ.

Суммы, возвращенные жителями, СПК использует на ремонт других домов.  Как ожидается, в течение 10 лет в качестве первоначальных взносов жители направят на ремонт более 15 млрд тенге.  Вложенные СПК средства, которые подлежат возврату владельцами квартир, составят 90 млрд тенге. В перспективе роль СПК возьмут на себя банки второго уровня, международные финансовые институты и Фонд развития ЖКХ, концепцию которого сегодня разрабатывает Всемирный банк.

По второму механизму из республиканского бюджета акимату области выделяются кредиты под 0,1 процента годовых на 7 лет. Акимат области предоставляет кредит акимату города, который создает специализированную уполномоченную организацию – ТОО или  АО со 100-процентным участием государства или привлекает аналогичные действующие ТОО и  АО.  

В 2011-2012 годы акимат города капитализирует ТОО. В последующие годы акимат предоставляет ему кредиты. Между КСК, который является заказчиком, и ТОО заключается договор. По согласованию  с общим собранием владельцев квартир ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ. ТОО своими силами и с привлечением субподрядчиков производит различные виды ремонта общего имущества.

Одновременно собственники квартир вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта. Эти средства КСК использует для оплаты ремонтных работ, выполненных ТОО. В течение срока, установленного договором, владельцы квартир производят ежемесячные взносы на сберегательный счет.  Накопленные средства со сберегательного счета причисляются в ТОО в качестве оплаты выполненных работ в рассрочку. Суммы, возвращенные жителями, ТОО использует на ремонт других домов. В течение 7 лет в качестве первоначальных взносов жители направят на ремонт более 14 млрд тенге.  Объем работ, выполненных ТОО за счет своих средств, составит 80 млрд тенге. В перспективе роль ТОО  возьмут на себя предпринимательские структуры.

В реализации указанных механизмов ремонта жилых домов предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан. Им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт общего имущества объекта кондоминиума и взносов на накопление средств. Для этого из республиканского бюджета предусмотрено выделение 109 млрд тенге за 10 лет. Учитывая отсутствие предварительных накоплений у владельцев квартир, в текущем году указанные механизмы будут реализованы без первоначальных взносов собственников квартир. Начиная с 2012 года первоначальный взнос обязателен.

В 2011 году пилотные проекты по термомодернизации жилых домов, при которой одновременно проводится ремонт кровли и модернизация фасада здания,  будут реализованы во всех областных центрах РК. После соответствующих мероприятий теплопотреб-ление здания снижается в два раза. Данная мера позволит снизить не только последующую оплату коммунальных услуг, но и расход теплоресурсов при текущем ремонте – до 10 процентов, при капитальном – на треть. Таким образом, сегодня  внедряется реальная схема финансирования капитального ремонта и утепления домов, которая в перспективе позволит решить накапливавшиеся годами проблемы в сфере эксплуатации жилищного фонда. Для государства это  снижение бюджетных затрат, население получает улучшенные жилищные условия и теплые дома. 

Важной частью проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства станут преобразования в сфере жилищных отношений. Программа модернизации ЖКХ поможет собственникам эффективнее управлять общим имуществом. В частности, реформа управления подразумевает передачу части технических функций по содержанию и эксплуатации домов от КСК к профессиональным управ-ляющим компаниям.

За органом управления кондоминиу-мом при этом останутся функции созыва и организации собраний жильцов, контроля за сохранностью общего имущества, подписания договоров на управление, распоряжения средствами КСК. Конечный потребитель в итоге получает улучшение качества услуг и снижение их стоимости за счет создания конкурентной среды. В этих целях будут реализованы меры по постепенному внед-рению принципа управления многоквартирными жилыми домами: «один дом – один орган управления кондоминиумом – наемная профессиональная компания по управлению объектом».

Очень большая роль в этих схемах принадлежит самим жильцам. От их правовой грамотности, решительности зависит правильное выстраивание отношений с руководством КСК. Но многие граждане не хотят участвовать в содержании общедомовой собственности, в деятельности КСК, отказываются от оплаты услуг. Такие настрое-ния надо менять и посредством разъяснительной работы, и путем введения правовой ответственности.

В целом текущее состояние ЖКХ свидетельствует о технологической отсталости отрасли, в том числе слабой практики применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий и мероприятий. Модернизация коммунального сектора с учетом взятого курса на индустриально-инновационное развитие страны потребует систематической разработки и внедрения новых технологий в ЖКХ. В связи с чем предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на системной основе. Данные мероприятия будут осуществляться впервые в области ЖКХ РК. Кроме того, будет разработано и переработано порядка 20 нормативно-технических документов ежегодно.

30.04.2011

Алексей ХРАМКОВ, www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.