Застройный период (часть вторая)

Отметим, что резкое падение продаж квартир, а также кризис невыплат вскоре может привести к коллапсу всей несырьевой экономики страны. Невозможность выплат кредитов приведет к возврату жилья в актив банков, что в свою очередь снизит ее стоимость.

Часть II. Начало см. здесь

Отметим, что резкое падение продаж квартир, а также кризис невыплат вскоре может привести к коллапсу всей несырьевой экономики страны. Невозможность выплат кредитов приведет к возврату жилья в актив банков, что в свою очередь снизит ее стоимость. Пониженная стоимость приведет к банкротству банков, за которым последует общее недоверие и отток капитала, и следом сокращение численности штата банков, строительных компаний, сферы услуг. Сегодняшнее строительство – это целая экономика, благодаря которой развивается средний класс. Его остановка приведет к социальному потрясению.

Поэтому торможение развития строительного сектора и всего того, что связано с ним, категорически недопустимо и в этой связи выработка мер, а также заимствование опыта как нельзя кстати.

Секрет экономического успеха

Понявшие суть экономического притяжения, главы Арабских эмиратов пошли на рискованные с точки зрения национальной безопасности, но эффективные с точки зрения экономического роста, действия. Объявив зону свободной для торговли, они в то же время сохранили специфику, придав стимул для дальнейшей гравитации.

Миром всегда управляла мода, в течениях которой двигался экономический парус. Властям стало понятно, что без внешнего вливания невозможно продолжать строить за счет собственных ресурсов. Что может двигать экономикой? Только непрерывный поток капитала, людей и новых технологий.

В первые годы становления ОАЭ, пользуясь дивидендами сырьевой конъюнктуры, сосредоточили внимание на развитии строительного сектора. Помогали основанию крупных строительных гигантов. В частности, владелец предприятия, с которым мне довелось сотрудничать, имел палестинские корни. Отец – основатель предприятия, выходец из Палестины, приехав в еще отсталый Дубай, организовал инженерно – архитектурное бюро, позже ставшее одним из ведущих предприятий по строительству и архитектуре.

Пользуясь услугами привлеченных извне арабов, не имевших эмиратовских корней, власти дали одинаковые стартовые возможности для строительства и возведения новых объектов. С годами инфраструктура Дубая и ближних регионов развивалась, обзаводясь новыми торговыми центрами и жилыми массивами. С годами предложения уже  полностью обеспечивали спрос. И вот почти все местные арабы уже имели жилье и место работы, но рост на этом не прекращался. Ну, сколько могли приобрести разбогатевшие на нефти арабы? Возможно, по 10-15 квартир или домов.    

Дальнейший же рост строительства и освоение пустынных земель нуждались в активном привлечении капитала извне с гарантией неприкосновенности собственности. Тогда  правительство пошло на опрометчивый, как тогда казалось, шаг, который явился в то же время единственно правильным. Они объявили о том, что ОАЭ – зона свободной экономики, где любой международный субъект, будь то юридическое или физическое лицо, сможет стать собственником. Тогда-то активно начали предприниматься меры по продвижению инициативы.

При различных консульствах создавались информационные бюро, призванные рекламировать регион, как перспективный участок  земного шара, где каждый безболезненно сможет работать, приобретать жилье, итд. Вот тогда-то и хлынул поток инвестиций со всех уголков мира, но вначале преимущественно из государств арабского региона, позже - из других, в основном развивающихся стран. Богатые европейские страны со скептицизмом присматривались, боясь включиться в процесс. Строительство возобновилось. Наряду с этим развивалась следующая фаза строительного бума. И  вот уже не боящиеся приобретать жилье, многие приезжие стали  приобретать дополнительно все новые и новые площади, позволяя развиваться строительству.

Однако, хитрость и специфика, которые применили архитекторы проекта, заключалась в том, что частные или юридические лица могут быть собственниками своего жилья без права владения землей и недрами. По сути, квадратные метры бетона и стекла превращались в своего рода товар.

Специальные экономические зоны были свободны от налогообложения лишь при условии временности, что и  смущало тогда продвинутый Запад. Зная, что собственность временна, они медлили с  экспансией и осторожно наблюдали. Позже, когда строительство и возведение городов шло бурными темпами, возникал спрос и на промышленную продукцию, услуги. Одним словом, пустынная земля превращалась в целое государство, и вот вслед за теми, кто рисковал, пошли и другие участники, но уже преимущественно западного мира, привезя с собой не только деньги, но и технологии, ноу-хау, знания. Сегодня Арабские эмираты становятся одним из самых привлекательных для капиталовложений местом, куда со всего мира текут инвестиции, где идет скупка жилья, вложения в недвижимость, торговлю и т.д.

Задуматься только! Страна, растущая на песках и барханах, где правит монархический режим в условиях исламских традиций, смогла безболезненно добиться таких результатов. Все это стало следствием того, что заманив под особые условия игроков со стороны, правительство эмиратов невольно сделало их строителями своего государства, дав им, по сути, право временного пользования их территорией.

И вот итог: арабские этнические граждане стали самыми богатыми, экономически благополучными гражданами, не переживающими за то, какой у них строй: демократия или монархия. Став, по сути, хозяевами своей жизни, они обеспечили себя сполна, имея в запасе экономически развитое государство. Это, наверное, образец того, как экономика в действительности стала локомотивом, оставив за собой понятие политики, когда социальный сектор и высокий уровень жизни затмевают любую проблему.

Чем показателен пример ОАЭ и как он мог бы быть заимствован?

Строительный сектор и жилье, ставшие  своего рода конечным продуктом, представляют собой совокупность жилья или офиса внутри здания при этом без права владения землей. Одним словом, каждый житель, имеющий возможность, приобретает построенные квадратные метры и может их иметь в качестве инструмента инвестиций, при этом никогда ими не пользуясь. К слову,  можно отметить, что инвесткомпании со всего света покупают жилье своих клиентов не для использования, а только как средство вложения. Даже многие казахстанцы,  пожелавшие обзавестись жильем, приобрели большое количество площадей для диверсификации своих вложений, при этом не меняя гражданства и оставаясь жить в Казахстане.

Аналогично практиковали и многие другие страны, например, курортная часть Испании; такие страны некогда Восточно-Европейского блока, как Болгария, Венгрия. Они тоже, разрешив приобретать свободно жилье, стали привлекать со всего мира деньги, тем самым подпитывая экономику и давая возможность развиваться строительному рынку.

Ошибочное предположение о том, что свободное перетекание капитала позволит снизить уровень национальной безопасности на деле показывает обратное. Ибо сегодняшний экономический расклад пропитан духом глобализма и свободным передвижением капитала, что совсем не означает, что страну тут же заполонят жители других стран. Напротив, те, у которых есть свободные средства, будут охотно приобретать все больше и больше недвижимости, удовлетворяя свою потребность ощущением того, что они всегда могут переехать туда, где есть свой дом, при этом часто так и не прибегая к этому. Зато они же будут всегда давать толчок к развитию, создавать спрос, рабочие места, новые компании, производство. Чего стоят покупки многими олигархами недвижимости по всему миру! Понимающие природу потребности в диверсифицировании жилья, главы стран позволяют им делать это, и в итоге дают толчок к развитию.

Это еще  и актуально сейчас, когда риск падения доллара или мировых ценных бумаг наиболее вероятен, а жилье в сознании многих не потеряет  актуальности никогда.

Приобретая жилье, игроки ошибочно полагают, что становятся  совладельцами экономики той страны, где они его приобрели. Они становятся владельцами только купленной квартиры или офиса в той стране, но ни земли, ни недр, ни чего-то другого.

Наш ли путь арабский?

Как я уже отметил ранее, все первые шаги по созданию условий для развития отечественного строительного сектора сделаны. На сегодняшний день Казахстан обзавелся крупными строительными компаниями, соответствующим производством, идет активная подготовка кадров, имеются инфраструктурные достижения в виде строящегося финансового центра и т.д.

Что общего между нашей страной и ОАЭ? По сути, у нас общего очень много и мало одновременно. Система правления в  странах ОАЭ имеет монархическую форму, где вся власть сосредоточена в руках монархов  (князей) эмиратов. В отличие от светской формы правления нашей страны. Наша страна, как и ОАЭ, богата на природные ресурсы, что делает наши регионы наиболее привлекательными. ОАЭ населяют этнические арабы, а также многие переселенцы из стран - соседей, в том числе и выходцы из Индии. Казахстан - полиэтническая страна,  привыкшая жить в условиях толерантности к национальным меньшинствам.

Преимуществом ОАЭ считается, безусловно, наличие выхода к морю, что делает привлекательным регион с точки зрения туризма. Но оно ничто по сравнению с богатой природой и наличием гор в регионе, например, Алматинской области, а также ее уникальностью климата, богатыми плодородными землями?

Кстати, многие выходцы из  жарких арабских стран отсутствие моря не считают недостатком, а спокойный и ровный климат с теплой зимой и относительно нежарким летом в сочетании с красивой природой считают еще большим преимуществом перед ОАЭ. По их словам, иметь возможность пить родниковую воду, гулять по природным паркам, кататься на снежных склонах намного лучше, чем иметь в активе жаркие пески и искусственные торговые центры с кондиционированным воздухом. Одним словом, южный регион с его климатом и первозданной природой - подходящий кандидат на место будущего мирового торгово-финансового центра аналогичного Сингапуру, Дубаи, и т.д. Даже  отсутствие выхода к морю может быть компенсировано тем, что здесь проходят торговые пути на стыке таких государств, как Китай и Россия. Самое главное – в нашей стране, в условиях большого доверия к главе государства при однопартийном парламенте можно будет продвинуть эту инициативу.

Сегодня, когда Казахстан сделал огромные шаги на пути к либерализации экономики, к развитию многоотраслевой экономики, нельзя упускать возможность дальнейшего быстрого развития.

Откровенно говоря, мир так или иначе поделен согласно всемирному разделению труда, и уже сейчас сложно надеяться на конкуренцию, скажем, в области легкой промышленности, имея рядом с собой таких могучих игроков как Китай или Турция, твердо занявших эту нишу. Поэтому, имея при себе все необходимые стартовые возможности в виде налаженной и зарекомендовавшей банковской сферы, интеллектуальный ресурс (уровень многих наших специалистов выше, чем в странах  ОАЭ), а также многое другое, Казахстан сможет стать центром притяжения и привлечь интерес других стран мира.

20.11.2007

Алмас Кушербаев,www.posit.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.