Казахстан строит культурные объекты за границей

В настоящее время наша страна финансирует возведение историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби и реставрацию мавзолея Султана Бейбарса в столице Сирии Дамаске. Это первые в истории независимого Казахстана крупные объекты, которые будут построены на территории зарубежного государства при финансовом содействии республики.

Казахстан строиткультурные объекты за границей

В настоящее время наша страна финансирует возведение историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби и реставрацию мавзолея Султана Бейбарса в столице Сирии Дамаске. Это первые в истории независимого Казахстана крупные объекты, которые будут построены на территории зарубежного государства при финансовом содействии республики.

Оба памятника имеют большое историко-культурное значение не только для Казахстана и Сирии, но и для других стран Востока и Европы. Соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в строительстве было подписано в октябре. Казахстанской стороной для финансирования этих двух проектов будет выделено 4,6 миллиона долларов США. Генеральным подрядчиком выступило предприятие «Казреставрация» Министерства культуры и информации РК. Оно же будет контролировать ход работ до полного их завершения. Реализация проектов начнется уже в этом году.

О значимости этого события для нашей страны говорит тот факт, что в закладке первого камня в основание будущего мавзолея Абу Наср Аль-Фараби принял участие Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время своего недавнего первого официального визита в Сирию. Тогда же президенты обеих стран выбрали один из четырех представленных казахстанскими архитекторами проектов будущего мемориального комплекса.

— Только в условиях независимости мы смогли начать изучать и поднимать исторические источники по всему миру. Вот и сегодня мы возрождаем память о нашем великом предке, который родился на территории Казахстана и стал великим ученым, философом и поэтом здесь, на земле Сирии, — сказал во время церемонии Нурсултан Назарбаев.

Президент Сирии Башар Асад также подчеркнул, что Аль-Фараби, который родился в кыпшакских степях и долгой дорогой дошел до Дамаска, стал символом единства мусульманских народов, символом диалога всех цивилизаций мира. По его словам, мавзолеи Аль-Фараби и Султана Бейбарса станут основой для масштабного развития сотрудничества двух стран как в сфере культуры, так и в области политики и экономики.

Мавзолей знаменитого Султана Бейбарса находится в старом городе, у стен одного из самых крупных в мире мусульманских храмов — мечети Омеядов. Он включает в себя могилу самого Султана Аз-Захира Бейбарса и могилу его сына Султана Берке-хана, а также школу-библиотеку. Библиотечный фонд школы насчитывает около 200 тысяч экземпляров рукописей и книг.

По словам экспертов, могила Аль-Фараби, расположенная на старом дамасском кладбище, находится практически в заброшенном состоянии. Планируемый этнокультурный комплекс, помимо захоронения уроженца казахских степей, будет знакомить посетителей с научными трудами великого ученого.

Справка

Философ и писатель Абу Наср Аль-Фараби (873 — 950 гг.) родился в местности Фараб на Сырдарье (территория современной Южно-Казахстанской области). Первоначальное образование получил на родине. До своего отъезда из Средней Азии Аль-Фараби некоторое время учился и работал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре. Продолжил образование в крупном культурном центре Арабского халифата Багдаде. За свою жизнь посетил все основные города региона: Бухару, Мерве, Хорасан, Александрию, Каир, Дамаск, Багдад.

Аль-Фараби — крупнейший представитель восточного аристотелизма, автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почетное прозвище «Второй учитель») и Платона. Труды Аль-Фараби оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Султан Бейбарс (1223 – 1277 гг.) — правитель Египта и Сирии кыпшакского происхождения. Еще в юношестве был продан в рабство. На рынке Дамаска его купил эмир Айтегин ал-Бундуктар (поэтому Бейбарс прозывался ал-Бундуктари) и включил подростка в отряд мамлюков — воинов на службе у египетских султанов, практически рабов. Твердый характер, выдающийся ум, воинский талант возвели его на престол, он правил в течение 17 лет. За годы своего правления Султан Бейбарс построил в Египте множество каналов, судостроительные верфи и военные укрепления, знаменитые мадрасу и мечеть, развил и установил дипломатические отношения с другими странами. Его полководческий талант сравнивали с талантом Юлия Цезаря.

О происхождении Бейбарса ведутся споры. В Казахстане принято считать, что он был родом из Прикаспийских степей, памятник Бейбарсу украшает центральную площадь города Атырау. В Крыму распространена точка зрения, что родиной Султана были крымские степи.

Интервью

Сапар Искаков:

«Долгое время арабы считали, что Султан Бейбарс и Аль-Фараби являются выходцами из арабских стран или, по крайней мере, из Османской империи…»

Благодаря финансовой помощи Казахстана места памяти двух выдающихся деятелей мировой истории, родившихся на территории нашей страны, в скором времени обретут достойный вид. О том, как обстояли дела до недавнего времени, журналисту «Недвижимости» рассказал известный казахстанский общественный деятель, меценат, журналист, предприниматель, путешественник Сапар Искаков. Мало кто знает, что именно он стал инициатором строительства музея-мавзолея Аль-Фараби в Дамаске, реставрационных работ мавзолея Султана Аз-Захира Бейбарса в столице Сирии и его мечети в Каире

— Впервые я побывал в Египте в 1972 году. Тогда мы еще не знали, что наш соотечественник был правителем государства Шам. На его территории сейчас находятся такие страны как Египет, Иордания, Ливан и Сирия. В 2004 году я специально поехал в Каир, с тем чтобы снова посетить мечеть Султана Бейбарса. Запущенное состояние мечети ужаснуло меня. Большая ее часть была завалена мусором и заросла тростником. Самой мечети требовался капитальный ремонт. Единственным чистым местом была небольшая комната, которую местные жители использовали как мечеть и место для молитвы. Там я обнаружил запись, гласящую, что в 1993 году мечеть посетил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. К моему сожалению, с момента визита Главы нашего государства и до моего приезда не велось никаких реставрационных работ.

Вернувшись в Казахстан, я отправил письмо в МИД, а также в тогдашнее Министерство культуры и образования, чтобы я хотя бы за свой счет мог отправить рабочих или студентов для очистки мечети. Из МИДа и казахстанского посольства в Каире мне пришел ответ, где корректным образом мне отказали. Дескать, арабы не любят, когда на их территории иностранцы, частные лица ведут какие-либо работы.

Через год я поехал в Дамаск. Там находятся могила Аль-Фараби, мавзолей Султана Бейбарса, его медресе, библиотека и баня, которая функционирует по сегодняшний день. А ведь прошло уже порядка 800 лет. Я нашел, что мавзолей Султана Бейбарса находился в удовлетворительном состоянии и нужны только реставрационные работы. В то время как могила Аль-Фараби не была похожа на место захоронения великого человека. Я обнаружил земляной холмик с плитой среди арабских могил с великолепными мраморными оградами. Если бы не надпись, что это последнее пристанище Абу Наср Аль-Фараби, то никто бы и не узнал, где похоронен философ. Как оказалось, в Дамаске много людей носили и носят имя Аль-Фараби. В давние времена город Отрар, откуда был родом Абу Наср, назывался Фараб. Отсюда и имя — Абу Наср из Фараба.

Долгое время арабы считали, что Султан Бейбарс и Аль-Фараби являются выходцами из арабских стран или, по крайней мере, из Османской империи. Я рад, что Казахстан вовремя официально опроверг это мнение. И доказал, что Султан Бейбарс и Аль-Фараби являются кыпшаками, проживавшими на территории нынешнего государства Казахстан.

По приезде из Дамаска я снова обратился в соответствующие министерства, Мажилис Парламента и заодно создал общественный благотворительный фонд им. Аль-Фараби и Султана Бейбарса. Инициативная группа фонда добилась аудиенции у тогдашнего Премьер-министра Даниала Ахметова. Он в свою очередь поддержал нас и пообещал, что из резерва государства будут выделены 70 миллионов тенге на восстановление исторических памятников. Но, к сожалению, в 2006 году эта возможность не была использована. Строительные и реставрационные работы начались только в 2007 году.

— Чтобы возвести историко-культурный комп­лекс Аль-Фараби, потребуется территория определенной площади. Готова ли Сирия выделить под строительство земельный участок? И на каких условиях?

— Президент Сирии с уважением отнесся к идее строительства культурного центра. Уже определен район, площадью два гектара, где будет расположен комплекс. Сейчас идут переговоры о выкупе участка, на котором будет построен культурный комплекс Аль-Фараби, и о выкупе территории, где находится мавзолей Султана Бейбарса, с его усыпальницей, библиотекой.

На строительство комплекса имени Аль-Фараби и реконструкцию мавзолея Султана Бейбарса Казахстан выделил более 4,5 миллиона долларов. Часть из этих средств пойдет на компенсации жителям, чьи дома пойдут под снос. На выделенном месте находятся в большей степени ветхие дома. Их примерно 30-40. Дома в Сирии стоят не так дорого, как у нас: стоимость одного не превышает 15 тысяч долларов. По нашим подсчетам, общая сумма компенсаций должна составить 900 тысяч долларов. А сами жители этого района с пониманием отозвались на наше предложение.

27.11.2007

Татьяна Мельниченко, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.