Парадокс – новые станции метро могут привести к снижению цен на жилье

В условиях транспортной загруженности столицы, делающей перемещение на наземных видах транспорта крайне неудобным для жителей, открытие новой станции метро значительно повышает привлекательность жилья.

В условиях транспортной загруженности столицы, делающей перемещение на наземных видах транспорта крайне неудобным для жителей, открытие новой станции метро значительно повышает привлекательность жилья. Однако и из этого, казалось бы, универсального правила есть исключения. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» выяснили, когда и как дорожает недвижимость при появлении метро.

Метро охватит 90% районов Москвы

Развитие метрополитена стало одной из основ транспортной политики мэра Москвы Сергея Собянина. В прошлом году москвичи увидели первые результаты – в декабре были открыты три новых станции на Люблинско-Дмитровской линии («Борисово», «Шипиловская», «Зябликово»). Напомним, их строительство было начато еще в 1997 г., но уже в 1998 г. оно было заморожено из-за кризиса. В 2008 г. строительство было возобновлено, а новый участок планировалось открыть в 2010 г. Столичным властям удалось исполнить обещанное лишь с годичным опозданием.

На год перенесено и продление Замоскворецкой линии до Братеево – ранее открытие одноименной станции планировалось на 2011 г., сейчас столичные власти говорят, что метро будет открыто в 2012 г., к тому же под другим названием – «Алма-Атинская». Также в нынешнем году будут открыты станции «Новокосино» (Калининская линия) и «Пятницкое шоссе» (Арбатско-Покровская линия).

По словам главы столичной подземки Ивана Беседина, к 2015 г. московское метро должно охватить 90% районов столицы, сейчас метро доступно для жителей 75% районов. Темпы строительства будут повышаться. В 2013 г., по информации Департамента градостроительной политики Москвы, будет открыто шесть станций на Таганско-Краснопресненской («Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники»), Бутовской («Битцевский парк», «Лесопарковая») и Калининско-Солнцевской линиях («Деловой центр»). В 2014 г. планируется ввести в эксплуатацию сразу 12 станций (шесть на Люблинско-Дмитровской и две на Калининско-Солнцевской линии, а также четыре станции нового пересадочного контура на северо-западе столицы – от станции «Нижняя Масловка» до станции «Хорошевская»). В 2015 г. число открытых станций должно возрасти до 14, новые станции появятся на желтой, фиолетовой и красной ветках, а также на Кольцевой линии и на новом пересадочном контуре.

Цены растут «авансом»

Наличие метро недалеко от дома – важнейший фактор, влияющий на стоимость недвижимости. Жилье начинает дорожать, как только появляются первые сообщения о планах по открытию метро. По словам директора департамента продаж элитной недвижимости Penny Lane Realty Александра Зиминского, рост цен происходит даже в случае, если стройка метрополитена затягивается, и сроки постоянно переносятся. Продавцы пытаются отыграть появление метро заранее, «авансом».

«Как только появляется информация о строительстве метро, начинают расти цены, а в объявлении указывается, что ближайшая станция метро такая-то (т.е. ее еще нет, но на нее ссылается продавец)», - отмечает Вероника Панкова, эксперт Гильдии риелторов Москвы, генеральный директор агентства недвижимости «Пенаты».

По оценкам Игоря Индриксонса, управляющего инвестициями в недвижимость и основателя портала Indriksons.ru, уже в первый год недвижимость дорожает примерно на 20%. «После этого темпы роста цен в районе не сильно отличаются от среднерыночных. А непосредственно перед открытием станции и в первое время после этого недвижимость по ценам догоняет аналогичные районы», - говорит он.

Правда, другие эксперты оценивают прирост цен при появлении первых новостей об открытии метро более скромно – до 5% за первый год. По мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олега Репченко, наиболее активный рост цен (примерно на 10%) жилье показывает на активной стадии строительства метро, когда проясняются сроки запуска новой станции. А к моменту открытия цены успевают достичь максимальных показателей, и фактор метро теряет свое влияние.

Однако, по наблюдениям риелтора Дмитрия Кожевникова, еще несколько месяцев (максимум полгода) после открытия новой станции цены продолжают расти: «За это время люди «привыкают» к тому, что район перестал быть «удаленным». Как только покупатели окончательно осознают улучшение транспортной доступности, рост цен достигает уровня, характерного для аналогичных районов, и прекращается». По словам эксперта максимальный рост приходится именно на период, непосредственно «соседствующий» с датой открытия метро – три месяца до и три месяца после события.

Такая разница в оценках объясняется тем, что даты появления метро нередко переносятся, порой трудно сказать, на каком этапе в данный момент находится строительство конкретной станции. «Метро – это не дом-новостройка, возведение которого происходит, что называется, «на глазах». Все процессы строительства станции от посторонних глаз скрыты, поэтому о том, что происходит на стройплощадке, а тем более – под землей, можно только догадываться», - говорит генеральный директор агентства «Релайт-Недвижимость» Олег Самойлов.

Влияние открытия новой станции метро не всегда одинаково. Например, по оценкам Гильдии риелторов Москвы, если станция появляется в районе с хорошей транспортной доступностью, где уже есть метро поблизости, то жилье дорожает только в домах, приближенных к новой станции метро, то есть в домах первой линии. Но даже там рост будет небольшим (5-6%), и лишь с приближением даты открытия станции. Зато в действительно удаленных районах с большими транспортными проблемами цены могут вырасти на 20-30%.

«Подорожание жилой недвижимости при появлении новой станции на 10-15% и более происходит в первую очередь в районах, не отличавшихся хорошей транспортной доступностью, - соглашается Александр Зиминский (Penny Lane Realty). - Метро становится катализатором роста цен, если, к примеру, открывается рядом с жилым кварталом, добираться до которого общественным транспортом ранее нужно было, пересаживаясь с одного автобуса на другой. В частности, благодаря появлению новых станций сильнее всего может подорожать недвижимость за МКАД – до 20-25%»

По мнению экспертов, привлекательным для инвестиций сейчас выглядит район Новокосино, в котором открытие метро планируется на конец 2012 г. Александр Зиминский прогнозирует, что цены на жилье в районе могут вырасти на 12%. Отметим, что пока темп изменения цен в Новокосино на 0,2% отстает от среднего по Москве (по данным сервиса www.irn.ru «Аналитический паспорт района»). Но вскоре ситуация может измениться – специалисты ГРМ рекомендуют покупать квартиру в районе уже сейчас, так как уже с апреля – мая цены начнут активно расти.

Открытие метро влияет не только на стоимость жилья в столичных районах, расположенных за МКАД, но и на недвижимость в соседних городах Подмосковья. «В новостройках г. Реутова, находящихся в непосредственной близости от строящейся станции «Новокосино», средняя стоимость кв. м уже составляет порядка 80 000 руб. А в новостройках, находящихся в Балашихе на сопоставимом расстоянии от МКАД, - 58 000 руб. за кв. м», - сравнивает заместитель генерального директора по стратегическому и инвестиционному развитию компании «НДВ-Недвижимость» Ольга Новикова.

Не более 15 минут пешком

Даже в рамках одного района показатели роста могут отличаться. Существенно дорожает только то жилье, которое оказывается в пешей доступности от метро (до 15 минут ходьбы). Если же до метро все равно приходится добираться на общественном транспорте, рост цен оказывается несущественным (не более 5%), даже если в целом подземка становится ближе.

Не оказывает существенного влияния на цены появление новой станции рядом с уже построенной. По словам Вероники Панковой (ГРМ), продавцы и в таких случаях стараются сыграть на факте появления нового метро, но явного роста не происходит. «Например, от станции «Шипиловская» до «Красногвардейской» идти всего 5–10 минут. Поэтому цены на жилье рядом с новой станцией не выросли, за исключением совсем небольшого подорожания квартир в домах, расположенных совсем рядом с выходами из «Шипиловской», - отмечает Дмитрий Кожевников.

Появление новой ветки метро, если и до «старой» было недалеко, также не приводит к росту цен. Например, для жителей района Зябликово раньше была доступна только одна линия метро (Замоскворецкая), а сейчас они могут добираться до центра и по Люблинско-Дмитровской линии. Однако заметного роста цен на недвижимость в районе не произошло. Более того, сейчас темп роста цен, по данным сервиса «Аналитический паспорт района», на 0,3% ниже среднего по Москве.

Когда метро становится злом

Открытие метро не всегда является позитивным фактором. «Что для одних является благом - для других оборачивается недовольством: несанкционированной парковкой под окнами; нелегалами, зарабатывающими частным извозом; процветанием мелкорозничной торговли и палаток быстрого питания», - отмечает Ольга Новикова («НДВ-Недвижимость»).

По словам Дмитрия Кожевникова, появление новой станции приводит к росту цен в недорогих по московским меркам «спальниках», тогда как в более престижных районах этот фактор не оказывает существенного влияния. «Например, улица Мосфильмовская и примыкающие к ней территории расположены далеко от метро. Однако по сути метро там и не нужно, - полагает эксперт. - Во-первых, этот район и так считается очень комфортным и престижным, а во-вторых, покупатели жилья высокой ценовой категории в принципе предпочитают пользоваться личным транспортом».

Более того, в таких районах появление метро может даже снизить привлекательность жилья. «Мы жили на улице Довженко, ближайшая станция метро Киевская, пешком от нее добираться далековато, зато сел на маршрутку на площади Киевского вокзала, и через 5-10 минут ты на месте. Там сейчас такой уютный уголок – парк, прудик. На месте этого парка планировали строить станцию метро «Минская». Т.е., скорее всего, парк бы в этом случае вырубили, а прудик зарыли. И место потеряло бы свое очарование. Сейчас об этих планах уже ничего не слышно – возможно, жители взбунтовались: дома-то там не бедные, посольства. На мой взгляд, прекрасно, что это отменили», - поделилась частный риелтор Светлана.

Еще один аспект – характеристики конкретного дома и конкретной квартиры. «Скажем, если у вас квартира на первых двух этажах, что само по себе не лучший вариант, то уж если рядом еще открыли станцию метро и у вас под окнами люди протоптали тропинку к нему, то это будет только минусом», - отмечает она.

Кроме того, снизить стоимость жилья может шум от метро. «Подешеветь недвижимость может, если речь идет о легком метро или же если на станцию поезд выходит из подземки. Падение цен в домах, расположенных в непосредственной близости от пролегания ветки метро (до 100 - 150 м), в этом случае может достигать 30%», - говорит Игорь Индриксонс.

Александр Зиминский привел еще один пример негативного влияния открытия метро на привлекательность недвижимости: «Если линии метро доберутся до районов Подмосковья с коттеджной застройкой, и по соседству с загородными домами появятся многоэтажки экономкласса, цена коттеджей, безусловно, снизится. В остальных случаях – новые станции влияют только в сторону удорожания, поскольку именно хорошая транспортная доступность – один из главных критериев, которым руководствуются покупатели недвижимости».

Арендные ставки могут повыситься вдвое

Арендные ставки обычно поднимаются больше, чем цены на покупку квартиры. Те, кто покупает недвижимость, обычно тратят на это последние деньги и выбирают жилье, которое доступно – из принципа «пусть и с недостатками, но свое». Однако для тех, кто квартиру снимает, именно возможность быстро добраться до работы становится решающим фактором.

В отличие от рынка купли-продажи рынок аренды никак не реагирует на первые новости о планах по строительству метро. Зато, по словам Игоря Индриксонса, сразу после открытия станции аренда резко дорожает, ставки единовременно поднимаются до уровня в аналогичных районах с хорошей транспортной доступностью (рост ставок иногда может достигать 100%). «Поэтому тем, кто покупает недвижимость с целью сдачи в наем, стоит присмотреться к тем районам, где в скором времени ожидается открытие метро. Наиболее выгодной в этом случае окажется покупка квартиры в новостройке – дом и станция метро будут строиться параллельно, и оба эти фактора [степень готовности дома и станции метро] приведут к общему подорожанию жилья», - отмечает эксперт.

Однако, учитывая переплетение всех факторов, влияющих на привлекательность жилья, невозможно дать однозначных рекомендаций, во что стоит инвестировать, а во что нет. «Я бы не стала никому ничего советовать, так как, цены на недвижимость в любом районе Москвы могут поменяться в пять минут, допустим, после принятия какого-нибудь решения руководством города – например, о выводе завода или о переносе китайского рынка», - говорит Вероника Панкова.

Таким образом, открытие метро – позитивное событие для районов с тяжелой транспортной ситуацией. В условиях мегаполиса стабильный вид транспорта, позволяющий быстро добраться до работы, оказывает заметное влияние на привлекательность жилья. Но помимо этого на стоимость жилья влияет множество факторов – экология, инфраструктура, состояние недвижимости. Поэтому, по мнению специалистов www.irn.ru, даже если в целом для района метро окажется благоприятным фактором, то не все огульно дорожает, поэтому при принятии решения о продаже или покупке нужно всесторонне оценивать привлекательность каждого конкретного объекта.

Фото: bestseller.ru

irn.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.