Какие услуги на рынке недвижимости имеют наибольший рост после кризиса?

"Рынок фасилити услуг увеличивается на 20% в год. 75% расходов в течение срока службы здания приходятся на его эксплуатацию", - комментирует исполнительный директор...

"Рынок фасилити услуг увеличивается на 20% в год. 75% расходов в течение срока службы здания приходятся на его эксплуатацию", - комментирует исполнительный директор “Фасилити Оптимум Болгария” Б. Иванова, которая входит в состав AG Capital.

Бисера Иванова имеет многолетний опыт работы в сфере фасилити менеджмента (услуги фасилити менеджмента - техническое обслуживание зданий, прим. автора). Она также является членом Совета правления Болгарской фасилити менеджмент ассоциации.

Разговариваем с ней о развитии и потенциале рынка услуг по обслуживанию зданий и управлению ими, о возможностях прорыва за границу болгарских компаний этого сектора, а также об основных проблемах фасилити менеджеров в их работе с клиентами.

- Госпожа Иванова, прежде всего давайте уточним, какова разница между понятиями „проперти менеджмент” и „фасилити менеджмент”?

Фасилити менеджмент представляет собой обслуживание зданий, которое включает в себя уборку, обслуживание сооружений, обеспечение безопасности и надежности здания, пожарной и аварийной безопасности. Проперти менеджмент – это управление самим зданием, этот процесс управления включает в себя отношения с арендаторами, а также маркетинг здания.

- Какая из этих двух услуг более популярна в Болгарии?

По-моему, фасилити менеджмент более популярен. Проперти менеджмент применяется скорее в больших бизнес-центрах и бизнес-парках, в торговых центрах. Фасилити менеджмент пользуется более широким спросом, в некоторых случаях клиенты используют даже только определенную часть тех услуг по обслуживанию зданий, которые предлагают компании данного сектора.

- Означает ли это, что можно ожидать более интенсивного развития проперти менеджмента с целью привлечения большего количества клиентов?

Я думаю, что проперти менеджмент тоже развивается, он обслуживает достаточно большие здания, которые не могут без этих услуг обойтись. Что касается зданий поменьше, их управление и презентирование осуществляется, в основном, их собственниками. Однако, наблюдается определенная тенденция: постоянно растет количество инвесторов и застройщиков, которые ищут компании, предлагающие услуги по проперти менеджменту. Для зданий, имеющих много разных собственников, как правило, ищут фасилити компанию, которая, ко всему прочему, возьмет на себя и сбор текущих расходов.

- Как развивается фасилити менеджмент в Болгарии в последние годы?

В Болгарии наблюдалось исключительно интенсивное развитие этого сектора. В годы строительного бума было построено много разных объектов недвижимости в Болгарии – жилых, торговых, офисных зданий, гостиниц. На болгарский рынок в качестве инвесторов вышло много зарубежных компаний и они начали искать фасилити услуги. Есть также и международные компании, которые работают с конкретной фасилити компанией, и она их обслуживает по всему миру. В результате этого многие компании данного сегмента вышли на болгарский рынок. Таким образом, постепенно и мы осознали пользу от применения хороших мировых и европейских практик. Я и еще несколько коллег создали Ассоциацию фасилити менеджмента, так как мы поняли, что то, чем мы занимаемся, достаточно востребовано и будет развиваться в Болгарии.

- Как Вы оцениваете потенциал рынка?

Согласно анализам нашей компании и данным коллег из других компаний, рынок вырос более чем на 20% в годовом исчислении и оценивается в 1,13 млрд. лева. 64% из них направлены на внутренние услуги, а остальные распределяются на аутсорсинг. Это означает, что во многих случаях обслуживание зданий осуществляется фирмами, но наблюдается тенденция передачи на аутсорсинг все большего количества услуг по обслуживанию. Такая же тенденция существует в европейских странах. Проводится все больше конкурсов фасилити менеджмента, на которых компании этого сектора соревнуются за возможность предоставления клиентам как интегрированного фасилити пакета, так и отдельных услуг.

Думаю, что болгарский фасилити рынок все еще находится на стадии роста. На рынке работает все больше компаний, проводится все больше конкурсов исполнителей таких услуг. В качестве примера могу привести деятельность нашей компании, в которой работают уже 750 человек. Это говорит о том, что в нас нуждаются.

- По каким причинам чаще всего передаются на аутсорсинг услуги по обслуживанию здания?

С одной стороны, снижаются расходы, а с другой, фасилити компания берет на себя ответственность и осуществляет необходимый контроль. Аутсорсинг дает возможность компании сконцентрироваться на ее основном бизнесе. Практика показывает, что людям приносит облегчение то, что им не приходится заниматься дополнительными процессами, которые необходимо организовывать и контролировать. Это дает возможность оптимизации расходов посредством централизованной организации всех процессов. Кроме того ответственность за обслуживание здания ложится на кого-то другого, кто организует все эти второстепенные деятельности и осуществляет контроль за ними. Примером может послужить пожарная безопасность – необходимо соблюдать жесткие сроки, но, как правило, документация готовится в последний момент. Если кто-то другой заботится об этом, все документы готовы в срок. И самое важное – таким образом можно избежать штрафа, т. е. лишних расходов для фирмы.

В настоящее время складывается впечатление, что самое важное для компаний – возможность оптимизировать сопутствующие расходы. Если объем основной деятельности уменьшается в результате рыночной ситуации, начинается поиск способов оптимизации, уменьшение и даже сокращение сопутствующих расходов и обслуживающих видов работ. Однако, регулярная профессиональная профилактика зданий помогает предотвратить большие аварии и таким образом избежать больших расходов на их устранение. Поэтому, идти на крайние меры при перераспределении расходов – не самое удачное решение. Многие забывают, что расходы в течение срока службы здания распределены следующим образом: около 25% из них – это расходы на строительство, остальные 75% – это операционные расходы, связанные с эксплуатацией здания. Качественное обслуживание здания очень важно именно в плане избежания этих операционных расходов.

- Существует много агентств недвижимости, которые предоставляют фасилити услуги. Насколько они качественны? Ведь у этих агентств основным является другой вид деятельности и они, скорее всего, просто используют сложившуюся на рынке ситуацию?

Я думаю, что они предлагают услуги для удовлетворения потребностей своих клиентов. Мне известны даже случаи, когда подобные агентства покупают услуги для своих клиентов. Большинство из этих фирм ориентированы на сегмент жилой недвижимости, другие расширяют свою деятельность, и, по-моему, это свидетельствует о большом росте и потенциале рынка.

- Что касается жилой недвижимости, как Вы считаете, существует интерес к фасилити услугам для жилых зданий? До какой степени фасилити компания может соответствовать представлению об управляющем домом или жилым комплексом?

Интерес наблюдается прежде всего в сегменте новых и больших жилых комплексов – в нем существует спрос на услуги по профессиональному обслуживанию зданий. Для отдельных жилых домов фасилити услуги предоставляются крайне редко, по крайней мере я не знаю таких случаев. Фасилити компания могла бы успешно работать и навести порядок в жилых домах, тем более, что некоторые мои коллеги работают исключительно в жилом сегменте. Главной проблемой в жилых домах остается сбор ежемесячных сумм на обслуживание, а также большое количество собственников, между которыми часто возникают разногласия, и в результате они не могут прийти к общему мнению.

Фото: bulgaria.gulfstream.ua

bulgaria.gulfstream.ua

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.