Доклад Александра Юдовича

Говоря об основной особенности текущего состояния рынка вторичного жилья в г. Алматы, я хотел бы основываться на тех данных, которые у нас есть по 2011 году. Всю первую половину прошлого года...

Доклад Александра ЮдовичаГоворя об основной особенности текущего состояния рынка вторичного жилья в г. Алматы, я хотел бы основываться на тех данных, которые у нас есть по 2011 году. Всю первую половину прошлого года мы наблюдали стабильный рост покупательского спроса на квартиры и, как следствие, согласно официальным статданным, росло и количество сделок: если в феврале в Алматы было зарегистрировано 1367 договоров купли-продажи квартир, то в августе уже 1748. Оставшиеся четыре месяца спрос плавно снижался, как и снижалось количество сделок, достигнув минимума в декабре (1401 ДКП). Здесь можно отметить, что подобная картина характерна и для предыдущих лет: рост спроса всю первую половину года, а затем примерно такой же темп, но уже по нисходящей.

2012 г. только начался, и начался весьма необычно. Первые полтора месяца зимы показали минимальную заинтересованность покупателей в поисках жилья. Но вторая половина февраля и начало марта отобразили небольшой всплеск покупательской активности. Кстати, это подтверждают и статданные, опубликованные буквально на днях. Так вот, в феврале (т.е. в прошлом месяце) в Алматы было совершено 1792 сделки. Из них квартир (точно пока нет инфо), думаю, не менее 1400. Это очень неплохо. При сохранении этой тенденции 2012 будет активней, чем 2011.

Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что речь идёт о более или менее платёжеспособном спросе, т.е. о спросе, который формируется покупателями, в большей степени обладающими средствами для приобретения жилья. Сегодня на рынке нет той массы покупателей, чья покупательская способность была обусловлена шальными деньгами застройщиков.  Как нет и легкодоступных ипотечных кредитов. Публикуемые официальной статистикой данные о росте цен на недвижимость не впечатляют инвесторов и, следовательно, их тоже практически нет на рынке.

Конечно, ещё существуют сезонные факторы. Есть небольшой всплеск и в конце марта – начале апреля. И это также связано с платёжеспособным спросом: люди, которые весь прошлый год планировали свой бюджет и ждали удачного момента, делают окончательный выбор, чтобы весной спокойно приобрести, а возможно и сделать ремонт уже в новом жилище.

И даже здесь есть свои нюансы. Например, некоторые продавцы поднимают стоимость своей квартиры именно зимой, для того чтобы показать покупателю – какая у них тёплая и уютная квартира. Кроме того, сезонное повышение спроса и цены, а именно в конце лета – начало осени, в первую очередь действуют на 1-, 2-комнатные квартиры на вторичном рынке, так как именно они более доступны родителям студентов и трудовых мигрантов. И мы должны понимать, что большой разницы от продажи квартиры осенью или весной практически нет. Всё же квартира, как мне кажется, – продукт не сезонного характера, и существенные изменения требуют значительного времени. Для каждого сегмента недвижимости могут быть свои факторы влияния, не связанные с началом, серединой и концом года.

Иначе говоря, рынок купли-продажи квартир в Алматы в основном сегодня сформирован так называемыми альтернативными сделками, т.е. когда жилье приобретается на деньги, вырученные от продажи предыдущей недвижимости.  Естественно, все хотят продать дороже, а купить дешевле. При этом и аргументы для обоих случаев есть и причём порой весьма удивительные по своей похожести: если необходимо объяснить высокую запрашиваемую цену – это, конечно же, ссылки на слова высокопоставленных чиновников о том, что цены на недвижимость растут и будут расти. Если же нужно купить дешевле – слова другого высокопоставленного чиновника о том, что грядёт следующая волна кризиса, что необходимо «затягивать пояса» и что, скорее всего, цены на недвижимость в ближайшем будущем рухнут.  При этом цена вопроса, из-за которой сделка не совершается, – 10-20 тысяч долларов. Думаю, что банкам было бы очень кстати обратить внимание на эту категорию потенциальных покупателей, которым для осуществления покупки не хватает буквально 10-15% стоимости жилья.

А пока банки не готовы представить такой продукт на рынке, приходится нам, риелторам, помогать людям разобраться в сложной, я бы сказал,  стрессовой ситуации. Ведь только профессиональный аттестованный риелтор может понять и правильно объяснить клиенту то, чего сам клиент порой не понимает. Мы всегда стараемся оценить готовность клиента к покупке или продаже. И хотя очень многие люди пытаются сами, в обход риелторов, продать или купить недвижимость, тем не менее, большинство понимает, что в этом сложном процессе может и должен помочь квалифицированный специалист.

Фото: apozh.kz

Материалы предоставлены

ОЮЛ «Объединенная ассоциация риэлторов Казахстана»

Информационная служба www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.