Локомотив идет без остановок

Сегодня вопросы жилищного строительства в Казахстане занимают особое место, а проблемы приобретения либо улучшения своих жилищных условий являются актуальными для большинства казахстанцев. Поэтому государством принимаются определенные шаги в данном направлении.

О новой государственной программе жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008—2010 годы.

Сегодня вопросы жилищного строительства в Казахстане занимают особое место, а проблемы приобретения либо улучшения своих жилищных условий являются актуальными для большинства казахстанцев. Поэтому государством принимаются определенные шаги в данном направлении.

Принятой в 2004 году Государственной программой развития жилищного строительства на 2005—2007 годы намечался ввод жилья в объеме 15,8 млн. кв. метров. Фактически за 2 года и 10 месяцев было введено в эксплуатацию 17,4 млн. кв. м (154,5 тыс. квартир), в том числе коммунального жилья — 473,7 тыс. кв. м (5 772 квартиры), за счет кредитов — 1 961,8 тыс. кв. м (21 897 квартир).

До конца текущего года ожидается ввод еще около 800 тыс. кв. метров, таким образом, ожидаемый ввод жилья составит более 18 млн. кв. метров (160 тыс. квартир), что означает фактическое перевыполнение госпрограммы.

2007 год является завершающим в реализации действующей госпрограммы. Можно сказать, что свою основную задачу — стимулирование развития жилищного строительства — она выполнила.

В то же время изменение финансовой ситуации в экономике оказало негативное влияние на коммерческое жилищное строительство, и в первую очередь с участием дольщиков.

Для решения сложившихся проблем Правительством были приняты меры по обеспечению стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства.

В качестве системной меры, исключающей в дальнейшем необходимость бюджетных затрат на урегулирование взаимоотношений в долевом строительстве, предусмотрено ужесточение действующего законодательства, регламентирующего долевое строительство.

Указом Президента Республики Казахстан от 20 августа 2007 года № 383 утверждена новая Государственная программа жилищного строительства на период 2008—2010 годов. В ней учтены недостатки предыдущей госпрограммы, уделяется большее внимание обеспечению жильем малоимущих граждан.

Вкратце об основных направлениях новой программы.

Первое. Создание полноценного сбалансированного рынка жилья с учетом спроса и предложения.

В этих целях государством будут созданы условия для обеспечения граждан жильем посредством строительства недорогого и доступного жилья средней стоимостью 56 515 тенге за один квадратный метр.

Средняя площадь доступного жилья (квартиры) не должна превышать 80 квадратных метров, при этом строительство доступного жилья предусматривается 3-го и 4-го классов комфортности. Для этого утвержден норматив (СНиП «Жилые здания») по классификации жилых зданий и квартир по классам комфортности. Он предусматривает градацию классов по размеру площади квартиры и жилой площади на одного человека, высоте жилых помещений от пола до потолка, количеству жилых комнат, минимальной площади кухонных помещений, количеству и расположению ванных комнат и санузлов, наличию парковочных мест на одну квартиру, обеспечению системами безопасности и прочим показателям.

Второе. Развитие арендного сектора жилья.

Новой госпрограммой предусмотрен отход от практики строительства коммунального жилья, предоставляемого гражданам бесплатно. Взамен данного жилья будет производиться строительство арендных домов.

Исходя из мирового опыта, развитие арендного сектора жилья осуществляется посредством строительства арендных домов за счет государственных средств, которых выделено 21,7 млрд. тенге, и создания условий для строительства арендного жилья с привлечением частных инвестиций.

Так, для частных застройщиков и собственников арендного жилья предусмотрены определенные преференции:

освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации услуг по сдаче в наем помещений арендного дома;

не являются объектом налогообложения земельные участки, приобретенные для содержания арендных домов;

предусмотрены вычеты и освобождение по корпоративному подоходному налогу и налогу на имущество.

Третье. Создание дополнительных стимулов для широкомасштабного строительства жилья.

В этих целях необходимо содействие инициативам граждан по самостоятельному решению жилищных проблем. Местные исполнительные органы должны провести разъяснительную работу и оказать содействие гражданам в создании жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), степень риска в которых намного меньше, чем при долевом строительстве.

В целях увеличения объемов доступного жилья акиматам рекомендовано производить застройку территорий населенных пунктов на принципах государственно-частного партнерства с коммерческими застройщиками. В этих целях, для частных застройщиков возможно бесплатное выделение земельных участков на условиях строительства ими части квартир для приоритетных категорий граждан по установленным ценовым параметрам — 56 515 тенге за один кв. метр.

Четвертым направлением будет являться стимулирование развития индивидуального жилищного строительства, которое в основном сдерживается недостатком земельных участков с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой.

Исходя из мирового опыта, стимулирование индивидуального жилищного строительства со стороны государства заключается в установлении простых и прозрачных правил предоставления земельных участков под ИЖС и обеспечении их соответствующей инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктурой.

Пятое направление госпрограммы — развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки.

Основным фактором, обеспечивающим своевременность ввода в эксплуатацию строящегося жилья, является наличие соответствующей инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов застройки: внутриквартальные инженерные сети тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, канализация, инженерные сооружения и дороги.

Вместе с тем требуют реконструкции и капитального ремонта действующие инженерные сети, состояние которых не позволяет обеспечить потребности строящегося жилья.

Поэтому развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета по двум направлениям:

1. Проектирование и строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки, включая благоустройство внутридворовых территорий, подъезды и подходы к дому.

2. Проектирование и реконструкция инженерно-коммуникационной инфраструктуры, сооружений, источников энергоснабжения и теплоснабжения.

Совершенствование систем ипотечного кредитования, жилищных строительных сбережений и гарантирования (страхования) ипотечных кредитов станет шестым направлением реализации госпрограммы.

В целом потребность затрат из бюджета на реализацию госпрограммы составит 300,8 млрд. тенге, в том числе в 2008 году — 110,3 млрд. тенге, в 2009 году — 102,8 млрд. тенге, в 2010 году — 87,7 млрд. тенге.

В результате реализации госпрограммы планируется построить около 26,1 млн. кв. метров общей площади жилья, или 236 тыс. квартир. В том числе в 2008 году — 8,2 млн. кв. метров, в 2009 году — 8,6 млн. кв. метров, а в 2010 году — 9,3 млн. кв. метров общей площади.

Анализируя итоги проведенной работы за три года и намеченные объемы предстоящего строительства, можно сделать вывод, что идея Главы государства о превращении строительной отрасли в один из локомотивов экономического развития находит свое реальное воплощение. Примером этому могут служить следующие цифры.

В 2000 году было построено 1,2 млн. кв. метров жилья, тогда как в 2006 году — 6,2 млн. кв. метров, а уже в 2010 году предусматривается ввести в эксплуатацию более 9 млн. кв. метров жилья.

22.12.2007

Едил МАМЫТБЕКОВ,

заведующий отделом социально-экономического анализа

Администрации Президента Республики Казахстан,

www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.