Тарифообразование от МинЖКХ: дело ясное, что дело темное

В МинрегионстройЖКХ разработали документ, благодаря которому украинцы наконец-то смогут потребовать от коммунальщиков объяснить, как же и из чего формируются тарифы.

В МинрегионстройЖКХ разработали документ, благодаря которому украинцы наконец-то смогут потребовать от коммунальщиков объяснить, как же и из чего формируются тарифы. Впрочем, если проект приказа примут в его нынешнем виде, пользы от него не будет ни органам власти, ни поставщикам ЖК услуг, ни их потребителям.

Постарались

15 мая МинрегионстройЖКХ обнародовал на своем сайте проект приказа об утверждении порядка доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен/тарифов, изменении цен/тарифов с обоснованием его необходимости и об учитывании соответствующей позиции территориальных общин. Если проще, то этот документ обяжет органы местного самоуправления оперативно информировать потребителей об изменении тарифов.

Как уточняет юрист компании «Рыбин и партнеры» Станислав Лобко указанный порядок разработан во исполнение закона №4231 от 22.12.2011 г. о порядке информирования об изменении тарифов, согласно которому уведомление должно быть предоставлено не позднее, чем за 15 дней до дня их введения (ч.5 ст. 32).

В пояснительной записке к проекту указывается, что его принятие вызвано необходимостью на законодательном уровне закрепить порядок информирования потребителей о тарифообразовании. И даже названа вполне благородная цель документа: обеспечение реализации принципов государственного регулирование цен/тарифов на ЖКУ, в частности таких как открытость, доступность и прозрачность структуры цен/тарифов для потребителей и общества и соответствие уровня цен/тарифов размера экономически обоснованных расходов на их производство.

В общих чертах, согласно будущему приказу, производители и поставщики ЖК услуг должны будут в течение 5 дней с момента подачи заявки на изменение тарифов уполномоченному органу (им, скорее всего, будет Нацкомиссия по регулированию сферы коммунальных услуг), донести соответствующую информацию до конечных потребителей. Она должна содержать данные об общем размере тарифа и его структуре, обоснование причин его изменения, указание процента увеличения его основных составляющих. Причем в порядке есть перечень обязательных сведений по каждой конкретной услуге, будь то горячее водоснабжение или вывоз бытовых отходов.

Получилось на «троечку»

Но на деле все, как обычно, оказывается не так благородно и красиво. Во-первых, как объясняет юрист Андрей Осадчий, разрешения вопроса о порядка сообщения потребителям об изменении цен/тарифов на услуги ЖКХ, а также об их структуре и качестве, и коммунальщики, и потребители ожидали уже давно, ведь этот вопрос не урегулирован уже 8 лет. «Споры, как и каким образом коммунальщики должны раскрывать свои «карты» относительно структуры тарифа и его изменения нередко приводили к судебным спорам. Но так по существу ничего и не решено, потому что суды принимают решения, которые иногда противоречат друг другу», - рассказывает он.

Во-вторых, вызывает много вопросов предложенный в проекте приказа формат донесения информации. «Несмотря на общее высокое качество подготовленного проекта, есть некоторые существенные недостатки, которые существенно ухудшают положение потребителя и нарушают его права», - говорит А. Осадчий.

Дело в том, что нормы будущего положения прописаны таким образом, что предприятие, предоставляющее ЖК услуги, может избрать любой из предложенных в проекте способов размещения информации: на сайте в интернете, в печатном СМИ, на подъезде дома. «В общем, полная свобода выбора. Конечно, предприятие выберет сайт, поскольку пользователей интернета среди рядовых украинцев, особенно в райцентрах, не так уже и много», - говорит он. Впрочем, даже активные пользователи интернета вряд ли будут целыми днями сидеть на сайтах районных и городских администраций, выискивая информацию об изменении тарифов.

С. Лобко также считает этот момент наибольшим недочетом документа, ведь, по его наблюдениям, ни официальные печатные издания райисполкомов, ни информационные стенды никто или почти никто не читает. Впрочем, как подчеркивает юрист, даже если бы поставщиков ЖК услуг обязали размещать информацию на всех возможных носителях, все это имеет чисто формальный характер. «Ведь в порядке нет адекватной нормы, которая бы явно обязывала учитывать предложения и замечания граждан и нести ответственность за их игнорирование или неосновательный отказ в удовлетворении», - объясняет он. Т.е. тарифообразование по-прежнему будет происходить в одностороннем порядке, без учета мнения общественности.

Кроме этого, остается непонятным, почему для водоснабжающих предприятий и теплопоставщиков является обязательной норма о раскрытии информации относительно расходов на фонд оплаты труда, а предприятиям, которые осуществляют содержание домов и придомовых территорий, это делать не обязательно. «Получается, что зарплата директора ЖЭКа на законодательном уровне становится государственной тайной», - недоумевает А. Осадчий.

Тем не менее, эксперты положительно оценивают уже сам факт того, что документ наконец-то разработан. Как считает С. Лобко, он с высокой долей вероятности будет принят. Впрочем, учитывая формальный характер будущего порядка, от него вряд ли выиграет хоть кто-то. В его нынешнем варианте реальной пользы от него, похоже, не получат ни органы власти, ни обслуживающие организации, ни поставщики ЖК услуг, ни, что самое главное, рядовые украинцы.

Фото: obozrevatel.com

comments.ua

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.