Лишь в 10-15% загородных поселков Подмосковья темпы продаж удовлетворительны

Участники круглого стола в «Ведомости. Недвижимость» попытались определить, что сейчас востребовано, и нарисовать портрет идеального загородного проекта.

Участники круглого стола в «Ведомости. Недвижимость» попытались определить, что сейчас востребовано, и нарисовать портрет идеального загородного проекта. Для акционеров девелоперской компании идеальным будет тот поселок, который принесет наибольшую прибыль, напомнил Игорь Сальников, директор по продажам «Промсвязьнедвижимости». Но сложно ожидать прибыли от проекта, который не продается. Между тем, по данным Антона Архипова, руководителя отделения «Сретенское» компании «Инком-недвижимость», лишь в 10-15% от всех представленных на рынке поселков (их около 700) темпы продаж удовлетворительны (5-10 сделок в месяц). «Продажи стоят, неважно, в каком сегменте. Застройщики оказались не готовы предложить продукт, который привлек бы потребителя», — признает Ирина Мельникова, руководитель проекта «Коттеджный поселок ParkVille». Александр Коваленко, коммерческий директор «Юнипаркс сервис», опасается к тому же, что игроков на рынке слишком много: «Покупателей на всех точно нет».

По данным Александра Крапина, руководителя аналитического портала Rway, в Московской области сейчас предлагается около 17 000 коттеджей (3,4 млн кв. м) и около 15 000 таунхаусов и малоэтажных жилых комплексов (1,4 млн кв. м). Для сравнения: по данным «Миэля», в Москве на рынок выставлено около 50 000 квартир, в Подмосковье — около 35 000.

С чистого листа

Владимир Яхонтов, управляющий партнер «Миэль — загородная недвижимость», считает, что в 2010 г. рынок загородной недвижимости начался с нуля: «А за два года создать массовый продукт невозможно. Люди не могут купить то, что им надо: готовый дом с отделкой по цене 6-7 млн руб». В большинстве своем планы и проекты «золотых» 2000-х гг. оказались несостоятельны в кризис. После 2008 г. девелоперы, которые строили на кредитные деньги, вынуждены быстро менять концепции (и уходить в более дешевые сегменты, которым грозит уже переизбыток предложения). Не обремененные долгами застройщики предпочли «ждать, пока рынок дорастет». Яхонтов уверен, что вернется спрос на дома бизнес-класса (от 220 кв. м) и рынок восстановится на докризисных позициях. «Но девелоперы не готовы сейчас строить площади в сегменте бизнес-класса. Потому что страшно», — огорчается он.

Антон Архипов для возврата к старым временам повода не видит: «Покупатели стали другие». По его мнению, сейчас успешны в основном те загородные проекты, создатели которых сумели позиционировать свой товар как предмет первой необходимости. Между тем для немалого числа и продавцов, и покупателей коттедж таковым не является.

«Нет внешних условий, которые способствовали бы развитию загородного рынка как места для постоянного проживания», — считает Дмитрий Бадаев, гендиректор «Вектор инвестментс»: все упирается в отсутствие транспортной, социальной инфраструктуры, рабочих мест за МКАД. «В нашем сегменте нет людей, для которых это первое жилье», — говорит Анна Шишкина, директор по стратегическому развитию «Абсолют менеджмента» (дешевле $10 000 за сотку, по ее словам, «Абсолют» участки не продает).

Игорь Панфилов, руководитель проекта КП «Артек» (до реконцепции — «Нахабино-парк»), тем не менее уверен: людей, для которых загородный дом может стать основным, немало. Но их доходы снизились и произошла рационализация потребностей. Выходом из ситуации он считает отказ от четкого деления предложения на «бизнес», «эконом», «элит». «Человек, который считает, что в силу статуса должен жить в элитном поселке, в бизнес-класс не поедет», — рассуждает Панфилов. Другое дело мультиформатные проекты, которые хороши также тем, что позволяют снижать эксплуатационные расходы.

Где строить

Валерий Мищенко, председатель совета директоров Kaskad Family, уверен, что Москва останется центром притяжения: «Поэтому правильно развивать проект для постоянного проживания вблизи транспортных артерий. Например, если на юге, то рядом с веткой железной дороги, которая идет до “Павелецкой” или “Нагатинской”. Это существенно расширяет круг покупателей за счет приезжих из регионов».

Фото: megaobzor.com

svdevelopment.com

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.