Мы “откупорим” город

Новый, 2008 год сулит Алматы большие перемены, в основном позитивные, обещают в мэрии южной столицы. Город будет расширяться, застраиваться, расти. Будут введены в эксплуатацию новые транспортные развязки, детские сады, школы, больницы. Одним словом, у алматинских градоначальников планов много и большинство из них - грандиозные. Об итогах прошлого года и перспективах года наступившего рассказывает заместитель акима Алматы Канат СУЛТАНБЕКОВ.

Канат Султанбеков, замакима Алматы:

Новый, 2008 год сулит Алматы большие перемены, в основном позитивные, обещают в мэрии южной столицы. Город будет расширяться, застраиваться, расти. Будут введены в эксплуатацию новые транспортные развязки, детские сады, школы, больницы. Одним словом, у алматинских градоначальников планов много и большинство из них - грандиозные. Об итогах прошлого года и перспективах года наступившего рассказывает заместитель акима Алматы Канат СУЛТАНБЕКОВ.

- Прошлый год был для города довольно успешным, - говорит он. - Если в 2004 году бюджет города составлял 56,5 миллиарда тенге, а в 2007 году эта цифра достигла 168,5 миллиарда, то 2008 год мы начнем с 231 миллиарда. Что нам это дало? В прошлом году мы смогли реализовать очень много важных для города проектов. Только в сфере развития транспортной инфраструктуры было освоено порядка 60 миллиардов тенге, из которых 21,8 миллиарда были получены от инвесторов: это развязка на Аль-Фараби - Фурманова, пробивка улицы Сейфуллина со строительством двух развязок, начало Восточной обводной дороги. Благодаря этому мы смогли снизить транспортную нагрузку на город. В 2007 году мы построили 10 развязок, начали строительство транспортного кольца - Восточной объездной дороги (ВОД). С вводом ВОД мы сможем разгрузить город на тридцать процентов. Но на этом не остановимся. Это всего лишь малая часть той большой транспортной программы, которая была начата в прошлом году и реализовывается по сей день. Две развязки мы, к сожалению, не успели построить. Это Рыскулова - Кудерина и Рыскулова - Бокейханова. Это очень сложные развязки, потому что каждая из них включает в себя снос ста жилых домов. Из-за этого сроки строительства затянулись, что стало причиной еще одной проблемы. Так как эти проекты были разработаны в 2005 году, деньги на его реализацию выделялись в соответствии с ценами того времени. Однако за два года стоимость земельных участков и недвижимости значительно возросла. Нам пришлось выделять из бюджета дополнительные средства, которые пошли на компенсацию владельцам участков. На сегодняшний день мы выкупили уже порядка 60 процентов домостроений и намерены за январь-февраль выкупить оставшуюся часть. На Рыскулова - Кудерина узел практически развязан, там осталось завершить строительство только двух тоннелей.

- Неужели в 2007 году не было больше других проблем, кроме как связанных с выкупом земель под развязки?

- Безусловно, были. Самая главная из них - ипотечный кризис, который был для застройщиков неожиданным. У нас на сегодняшний день 88 действующих застройщиков. Конечно, среди них есть достаточно устойчивые компании, которые пытаются своими силами преодолеть последствия кризиса. Однако многим компаниям помогает правительство путем выделения для них кредитных средств. Буквально в прошлую субботу мы совещались с Министерством индустрии и торговли по этому вопросу. Аким дал нам десять дней на подготовку списка компаний, нуждающихся в кредите. Я думаю, уже в конце января первые транши финансовой помощи от правитель-ства поступят на счета алматинских строительных компаний. Мы уже согласовали на эти цели сумму в 171 миллиард тенге. Я думаю, что это будет позитивным сдвигом в развитии строительного сектора - не только позволит компаниям продолжать строительство, но и успокоит дольщиков, которых на сегодняшний день порядка 8,5 тысячи человек.

- А как обстоит дело с предложением правительства строительным компаниям, чтобы те продали свои квартиры государству по себестоимости?

- Да, действительно такое предложение от правительства поступало. Но пока ни одна строительная компания не выразила желания продать государству уже готовые квартиры.

- Но ведь это живые деньги, которые позволят компании преодолеть последствия кризиса, не влезая в долги!

- В Алматы стоимость квадратного метра по госпрограмме на сегодняшний день составляет 71 774 тенге, или 600 долларов. Ни у одной строительной компании таких цен на готовое жилье нет. Мы можем выкупить у них квартиры по цене до 1000 долларов за квадратный метр. Но компании пока не хотят идти на такой шаг. Ведь свои готовые квартиры они могут продать или заложить в банке. Если же компании согласятся на наше предложение, мы будем только рады.

- Недавно в акимате состоялось заседание по развитию ипотечной госпрограммы на 2008 год. Какие перспективы у этой программы?

- В этом году мы планируем сдать в эксплуатацию 170 тысяч квадратных метров в рамках гос-программы и еще 17 тысяч квадратных метров муниципального жилья. Кроме того, будет построено арендное жилье.

- Что такое арендное жилье?

- В принципе, это те же самые муниципальные квартиры, но они будут в собственности города, и их нельзя будет приватизировать. Это жилье предназначено для тех, кто не может позволить себе взять ипотеку, но при этом нуждается в жилплощади. Человеку надо будет просто обратиться в акимат, написать заявление. С ним составят договор на аренду жилья. Если человек переедет в другой город, то эти квартиры перейдут в аренду другим людям.

- То есть примерно то же, что было в Советском Союзе?

- Да, что-то вроде этого. Это очень выгодная схема для всех. Посмотрите на тот же Запад - там рынок арендного жилья составляет 60 процентов. Введение такого понятия, как “арендное жилье”, позволит переориентировать многих застройщиков на строительство не для продажи, а именно для аренды. При этом новое понятие аренды будет значительно отличаться от существующего, когда частник сдает свою квартиру внаем за ту цену, что ему заблагорассудится. Захотел - поставил 1000 долларов, захотел - 700 долларов. А правительству и нам нужен комплекс арендного жилья, которым будет управлять тот же КСК. Сейчас осталось решить вопрос арендных ставок. Я думаю, они будут рассмотрены на следующем заседании городского маслихата.

- Какие еще приятные сюрпризы ожидают алматинцев в этом году?

- Необходимо отметить, что бюджет этого года - социально ориентированный. То есть средства будут направляться на строительство школ, детских садов, больниц. Мы планируем построить пять школ, три детских сада, одну школу-интернат для слабослышащих детей на Каблукова, а также больницу на 350 коек на Айтеке би и Чайковского, там, где БСМП. Кроме того, мы планируем завершить в этом году четыре строящиеся развязки: на Райымбека - Суюнбая к 1 августа, на Абая - Джандосова и Сатпаева - Джандосова к 1 сентября, на Райымбека - Розыбакиева к 1 июля. Планируем также завершить развязки на Рыскулова - Кудерина и Рыскулова - Бокейханова. Если получится, то начнем строительство развязки на Саина - Толе би и Аль-Фараби - Жарокова. В планах - пробить улицу Бокейханова от проспекта Райымбека до улицы Муканова. Кроме того, будет построен самый трудный участок Восточной объездной дороги - 2 мостовых пролета длиной 120 и 180 метров, а также тоннель длиной 65 метров, который выйдет на склон горы Кок-Тюбе. После этого строительство ВОД пойдет значительно быстрее. Планируем также установить светофоры на въездах в город. Сейчас как получается? Областники на полной скорости залетают в центр города один за другим и создают пробки. Светофоры же решат эту проблему. Кроме того, будет начато строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), благодаря которой транзитный транспорт будет огибать город, не въезжая в него. Это также позволит снизить транспортную нагрузку. Следующим этапом станет перевод светофоров на автоматический режим. Автоматика будет анализировать ситуацию на дорогах и давать зеленый свет там, где будет наибольшее скопление машин.

- А оптовый рынок сносить не собираетесь?

- Уведомление мы им выслали. Посмотрим, какая будет реакция.

- В прошлом году аким говорил о строительстве в городе путей для легкого рельсового транспорта (ЛРТ). Как продвигается этот проект?

- Для реализации данного проекта мы планируем выпустить муниципальные облигации на сумму 125 миллионов евро. Полученные средства будут направлены на строительство системы ЛРТ. Скорее всего, пути будут проложены по улице Толе би. Тот электротранспорт, что ездит сейчас в городе, давно морально устарел. Скоростной трамвай придет ему на замену. Помимо этого мы планируем построить два новых муниципальных автопарка, которые будут заниматься перевозкой пассажиров в черте города. Эти автопарки будут действовать вместе с частными парками. Кроме того, достигнута наконец определенность со строительством автопаркингов. Раньше мы отдавали эти проекты на реализацию частникам. Теперь же решили сами заниматься строительством паркингов. Потому что инвесторы в этом вопросе преследуют прежде всего свой интерес, а мы хотим, чтобы паркинги помогли снизить транспортную нагрузку. Рассматривается также вариант платных автодорог. Есть предложение по примеру Лондона сделать въезд в центр города платным. Это тоже поможет снизить поток транспорта. Также мы переведем часть улиц в односторонний режим.

- Да уж, планы у вас наполеоновские... Неужто вы всерьез верите, что можно “откупорить” Алматы?

- Мы избавим город от пробок. Как говорится, глаза боятся - руки делают.

09.01.2008

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, www.time.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.