Необнадеживающие реформы

В наступившем году жилищно-коммунальный сектор ожидают значительные перемены. Реформы должны устранить пробелы в отношениях между субъектами экономики и способствовать более эффективному функционированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Однако масштабы проблем вызывают сомнения в их скором решении.

В наступившем году жилищно-коммунальный сектор ожидают значительные перемены. Реформы должны устранить пробелы в отношениях между субъектами экономики и способствовать более эффективному функционированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Однако масштабы проблем вызывают сомнения в их скором решении.

В стране близится к завершению административная реформа, при которой окончательно разграничатся полномочия центра и регионов. А значит, будут зафиксированы источники финансирования тех или иных программ. В новых рамках будет сверстан и трехлетний бюджет. Кроме того, Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) разрабатывает концепцию комплексной модернизации коммунального сектора на 2008-2010 годы.

Все это позволит изменить систему жилищно-коммунальных отношений, в которой на данный момент больше нерешенных вопросов, чем достижений.

Так, акиматы практически отстранились от участия в решении коммунальных проблем, отчего тех накопилось невероятное количество. И поставщики услуг требуют значительного повышения тарифов, аргументируя это необходимостью обновления оборудования. Потребители не верят в их благие намерения, поскольку в использовании средств коммунальщиками, естественными монополистами нет прозрачности. В Правительстве же надеются, что грядущие реформы упорядочат отдельные хаотические взаимоотношения исполнительной власти, поставщиков услуг и потребителей.

По данным Агентства РК по статистике, на 2006 год 55 процентов жилищного фонда республики оборудовано водопроводом, 39 процентов — централизованным отоплением, 34 процента — горячим водоснабжением, 54 процента — канализацией. Однако изношенность сетей составляет 60-70 процентов, а в ряде регионов достигает 90 процентов. В результате средний уровень технических потерь превышает 35 процентов. Правда, сюда входят и услуги, подаваемые в еще не введенные в эксплуатацию дома. Ни для кого не секрет, что крупные строительные компании зачастую тянут к своим объектам инженерные сети за несколько километров. Попутно им приходится заменять устаревшие, изношенные сегменты коммуникаций. После этого объекты инфраструктуры практически бесплатно передаются управляющим компаниям или муниципалитету.

По данным акиматов, потребность в средствах на ремонт инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации составляет более 300 миллиардов тенге.

По мнению министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова, обеспеченность инженерными сетями необходимо повысить «путем строительства, в том числе и на бюджетные средства, дополнительных сетей, стимулировать создание новых и развитие существующих предприятий, оказывающих комуслуги». Соответствующие меры предложено учесть МЭБП при разработке концепции комплексной модернизации комсектора на 2008-2010 годы, а также в рамках стратегии регионального развития.

По прежней Госпрограмме развития жилищного строительства на 2005-2007 годы в бюджеты областей из республиканского бюджета были направлены целевые трансферты в объеме 50,5 миллиарда тенге на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищного строительства. Продолжение финансирования сооружения инженерных сетей предусмотрено и новой Государственной программой на 2008-2010 годы. Впервые в программе предусматривается выделение средств на ремонт инженерных сетей в районах жилищной застройки из республиканского бюджета в объеме 15 миллиардов тенге. На сети, не связанные с жилищным строительством, эти деньги не используются. При этом министр деликатно добавил, что не грех и акиматам предусматривать соответствующую статью расходов.

Грядущие реформы должны наконец-то снять многострадальный вопрос об уплате корпоративного подоходного налога и налога на имущество эксплуатационными организациями при передаче им на баланс объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, снизив его до разумных пределов. Кроме того, в ближайшие годы надо разобраться со всеми бесхозными объектами. Для этого Министерство индустрии и торговли (МИиТ) предлагает наделить областные акиматы компетенцией на установление порядка передачи имущества в доверительное управление или аренду. А в каждом населенном пункте предусмотреть возможность передачи в доверительное управление, аренду новых, построенных или бесхозных инженерных сетей эксплуатационному предприятию без конкурса и на безвозмездной основе либо создание государственных коммунальных предприятий с последующей передачей им всех сетей. При этом отраслевой регулятор, Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), уже ввело новшества, по которым услугодатель сможет употреблять недоиспользованную часть тарифа на ремонт своих сетей. Пока медленно, но все же начинает приживаться долгосрочное определение тарифа при четко сформулированной инвестпрограмме, когда услугодатель также может использовать экономию средств на заявленные цели.

Не совсем четко определен вопрос по общедомовым сетям, которые не входят в границы ответственности ни поставщика услуг, ни потребителя. Ответственность за их содержание возложена на органы управления объектом кондоминиума, но он не участвует в договорных отношениях на поставку услуг. На сегодня услугодатель заключает договоры непосредственно с потребителями-жильцами. Это приводит к тому, что общедомовые сети не ремонтируются. По мнению Галыма Оразбакова, проб­лему снимет заключение договоров естественных монополистов с органами управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых регулируемых комуслуг. Типовые договоры будут утверждаться Правительством. Эта проблема должна быть решена при обсуждении в Парламенте законопроекта изменений и дополнений в закон «О жилищных отношениях». Однако весьма сомнительно, что этот вопрос решится без участия местной исполнительной власти или без повышения тарифа. Ведь в последнее время центральные органы власти все чаще говорят о том, что эксплуатационные предприятия должны быть прибыльны, чтобы привлечь к управлению ими частного инвестора, эффективного собственника. Но для того чтобы система была уравновешена, одновременно с предлагаемыми изменениями надо вводить новый закон «О защите прав потребителей». А к его разработке МИиТ собирается приступать лишь в наступившем году.

Ошибка многих чиновников в том, что они как заклинание повторяют тезис о тотальном наступлении рынка, а значит, о невмешательстве государства в коммунальную сферу. Однако к рынку мы только идем, у нас еще нет общественных институтов, сформированного гражданского общества, а потому коммунальные проблемы не будут решены без централизованного участия и контроля над выполнением на уровне акиматов. Институт КСК прекрасно это доказал. Гражданин, потребитель бесправен и незащищен от злоупотреблений нерадивых председателей. Также потребитель не может воздействовать и на поставщиков коммунальных услуг.

То, о чем сейчас говорится как о достижении — о наличии уполномоченных органов: по поставкам электроэнергии и тепла — Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР), по мусороудалению — Министерство охраны окружающей среды (МООС), по жилищным отношениям — МИиТ (по водоснабжению и канализации пока нет уполномоченного органа) — на практике дает минимум эффекта. Например, акиматы должны иметь и выполнять программы по управлению отходами. Они же должны выделять участки под полигоны, контролировать их наполнение и предлагать мероприятия по снижению объема отходов. Местные исполнительные органы должны были до 31 декабря 2007 года согласовать с МООС планы приведения полигонов твердо-бытовых отходов в соответствие с экологическими требованиями. Однако по словам министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова, это до сих пор многими не выполняется.

Критическая ситуация сложилась в ря­де регионов и с очисткой сточных вод. «В Талдыкоргане, Павлодаре, Усть-Ка­меногорске, Семее очистные испытывают перегрузки в 1,5-2 раза. Накопители часто заполняются до предельных отметок, создавая угрозу аварийного прорыва дамб», — заявил Нурлан Искаков и добавил, что в 2008 начнется разработка ТЭО, ПСД на новые очистные сооружения в Актобе, Таразе, Балхаше, Актау, Усть-Каменогорске, Семее, Уральске.

Почему спохватились лишь сейчас? Оттого ли, что акимы были не слишком настойчивы, или оттого, что в центральных исполнительных органах их не хотели слышать? Без налаживания четкого, нацеленного на результат взаимодействия всех этажей вертикали власти, без реальной работы маслихатов не заработают никакие реформы в ЖКХ.

Глава Правительства Карим Масимов заметил, что в наступившем году вопрос тарифообразования будет стоять очень остро. Особенно на фоне борьбы с инфляцией, будет необходим жесткий контроль над ценообразованием естественных монополистов. По его словам, к формированию трехгодичного бюджета надо четко разобраться в том, «что будем решать за счет бюджета, что — за счет тарифов. Должно быть соответствующее социальное обеспечение. Это будет сигнал и инвесторам, и государству». Мы понимаем, что в первую очередь это сигнал для потребителей услуг — объединяться в отстаивании своих прав.

Справка

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы» был представлен в Парламенте 23 октября прошлого года. Как сообщил в ходе презентации министр индустрии и торговли Галым Оразбаков, при его разработке министерство руководствовалось главным постулатом, который заключается в том, что «у всех должно быть чувство собственности, что вся общедомовая собственность — это собственность тех граждан, которые проживают в этих домах».

Как ожидается, с принятием вносимых поправок изменения будут внесены в три законодательных акта — Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП), законы «О естественных монополиях» и «О жилищных отношениях».

Если в КоАП изменения вносятся в связи с повышением уровня ответственности органов управления и участников кондоминиума за ненадлежащее содержание и эксплуатацию жилых домов, то закон «О естественных монополиях» затронут в части, касающейся заключения договоров сотрудничества с органами управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых ими регулируемых коммунальных услуг, товаров и работ.

Не удивительно, что львиная часть поправок будет внесена в закон «О жилищных отношениях». Если они будут приняты в правительственном варианте, то в компетенцию Кабмина будет входить не только разработка основных направлений государственной политики и программ в сфере жилищных отношений, но и утверждение типовых правил содержания жилищного фонда, типовых договоров сотрудничества между органами управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими коммунальные услуги, а также утверждение правил предоставления коммунальных услуг.

По словам Галыма Оразбакова, «изменениями устанавливается государственный контроль за надлежащим содержанием жилищного фонда, осуществляемый местными исполнительными органами посредством проведения проверок должностными лицами местных исполнительных органов общего имущества участников кондоминиума. При этом мест­ные исполнительные органы наделяются правом выдавать предписания на устранение выявленных нарушений и привлекать к административной ответственности виновных в их неисполнении».

Что же касается злостных неплательщиков, то для борьбы с ними разработчик документа в лице Министерства индустрии и торговли предлагает ввести норму,которая будет обязывать руководителей органов управления КСК проводить исковую работу по отношению к неплательщикам — собственникам квартир. Кроме того, чиновники предлагают ввести административную ответственность в виде штрафов за нарушение правил содержания жилого фонда (в соответствии с этими правилами собственники обязаны содержать свою общедомовую собственность в надлежащем состоянии).

По сообщению пресс-службы Мажилиса, на прошлой неделе заключение по данному законопроекту было одобрено Общественной палатой при законодательном органе страны.

Ранее ее представители придерживались точки зрения касательно того, что государство должно было принимать участие в финансировании капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума. Кроме того, эксперты палаты говорили о необходимости предоставления полномочий отделам жилищно-коммунального хозяйства при акиматах, а также создания государственных предприятий — жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК) — на базе уже существующих аварийно-ремонтных служб и коммунальных хозяйств.

Общественная палата рекомендовала также внести в документ ряд поправок, предусматривающих выделение из госказны средств на бесплатную регистрацию кондоминиумов, на предоставление домов-общежитий для временного проживания граждан на время проведения капитального ремонта, создание государственных предприятий для оказания бухгалтерских услуг кооперативам собственников квартир. Все это призвано обеспечить принцип прозрачности расходуемых средств.

Заключение с рекомендациями Общественной палаты передано в Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента, который ведет данный законопроект.

15.01.2008

Ольга НИЖНИКОВА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.