Собственный КСК

Сегодня многие строительные компании с гордостью заявляют о том, что для удобства жильцов они создали собственный КСК. Но рады ли такой услуге сами владельцы квартир? На эту злободневную тему мы поговорили с председателем общественного объединения «Республиканский общественный антимонопольный комитет» Виктором Сыздыковым.

Медвежья услуга строительных компаний?

Сегодня многие строительные компании с гордостью заявляют о том, что для удобства жильцов они создали собственный КСК. Но рады ли такой услуге сами владельцы квартир? На эту злободневную тему мы поговорили с председателем общественного объединения «Республиканский общественный антимонопольный комитет» Виктором Сыздыковым.

— Виктор Корнеевич, для кого выгодна собственная сервисная служба — для застройщика или жильца?

— Безусловно, собственную обслуживающую компанию застройщик преподносит как свою «головную боль» и оказываемое благодеяние «порядочной компании». Но не забывайте: бесплатный сыр только в мышеловке. Не секрет, что Астану заполонило множество строительных компаний, которым и не снилось обещанное ими на ярких рекламных щитах высокое качество строительства. Такие вот компании строят «фешенебельные» многоэтажки и передают их на баланс и обслуживание собственному КСК. А затем дочерняя компания начинает «калымить» на самих жильцах, устраняя те же самые недоделки, оставленные им в наследство строительной компанией. Вот так мы и получаем апартаменты с засыревшими углами, ледяным полом и «прекрасной» звукоизоляцией, где слышен каждый «чих» соседей и скрежет допотопных лифтов. Знакомая картина? А самое удивительное в этой ситуации то, что сами дольщики — они же инвесторы этого дома — остаются не при делах. Мало того, что они получили некачественное жилье, им еще навязали обслуживающую организацию (обычно это происходит в момент передачи ключей), с низким качеством оказываемых услуг которой все вынуждены молча мириться. Недавно ко мне обратились дольщики жилого комплекса «Коктем». Их обслуживающая компания под угрозой отключения света заставила погасить долг «Астанаэнергосбыту», который не выплатил когда-то застройщик. Каждому собственнику квартиры пришлось скинуться по 15 000 тенге. И таких случаев масса.

— Получается, что каждая обслуживающая компания может обозначить тариф за коммунальные услуги «с потолка»?

— Именно так и получается. На сегодняшний день тариф КСК на обслуживание в домах BI Group «пляшет» от 30 до 70 тенге за один квадратный метр. В «Астана трейд интернешнл» — 100 тенге. Компания «Базис-А» берет за обслуживание жилого комплекса «Триумф Астаны» 110 тенге. Нет фиксированной цены. Недавно собралась инициативная группа жилого комплекса «Каминный» и устроила бунт обслуживающей организации: исходя из чего они назначили цену 100 тенге за квадратный метр? Моментально последовала реакция: тарифы за коммунальные услуги снизились до 80 тенге. То есть они сами-то осознают незаконность своих действий.

В основном сервисные службы зарегистрированы как ТОО, поэтому дольщики не имеют никакого права требовать изменения тарифа, отчета бухгалтерии и так далее. Из-за отсутствия контроля и непрозрачности расходов эти службы шикуют. Жителям, конечно, трудно разобраться во всех хитростях, к которым прибегают строительные компании, пожелавшие вдруг заняться непрофильной деятельностью по эксплуатации жилых домов. А мы, услышав, что застройщик для блага жильцов образовал собственный КСК, и рады, как той цыганке, что теперь точно не умрём, «позолотив» ей ручку.

Не все знают, что 3 процента от общей стоимости продаваемого жилья застройщики заранее закладывают на гарантийный ремонт. Или то что согласно статье 31 Закона РК «О жилищных отношениях» «подвалы, чердаки, технические и встроенные помещения принадлежат собственникам помещений на праве собственности», то есть принадлежат самим жильцам. А в реальности строительная компания, опять же без согласия и ведома жильцов, присваивает всю эту общедомовую собственность себе и безотчетно распоряжается данными помещениями: продает и сдает в аренду.

— Виктор Корнеевич, каждый дом нуждается в эксплуатации, это бесспорно. Но раз на сегодняшний день сервисные компании застройщиков не справляются с функциональными обязанностями, и жители домов не в восторге от навязанного им обслуживания, как должны в идеале выглядеть взаимоотношения между жильцами и теми, кто обслуживает дом?

— Схема классическая: заказчик делает заказ, а подрядчик его исполняет. В роли заказчика — управляющий домом, избранный самими жильцами. А подрядчиком могут быть ТОО, ПК, индивидуальные предприниматели — специалисты ЖКХ, те же КСК, крупные строительные, промышленные и любые другие компании, которые по качеству и цене будут удовлетворять заказчика. Чем больше конкуренции среди обслуживающих жилой фонд, тем лучше потребителю — главному участнику жилищных отношений и единственному главному заказчику для создания ему комфортных условий проживания в его же собственном, только многоквартирном доме. Должно быть не многообразие форм управления «чужим жильем», а многообразие обслуживающих организаций для возможности выбора их самими жителями. Кто-то из полководцев сказал, что «территория не считается завоеванной, пока на нее не ступит нога солдата». Так вот, пока сами жители не войдут на территорию жилищного права, оккупировать ее будут посторонние.

15.01.2008

Асель КАСЫМКАНОВА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.