Школы Караганды: в первый раз — в первый класс

В школах Караганды идет прием документов в первый и нулевой классы. Многим, еще не успевшим сделать выбор, мамам и папам предстоит принять важное решение.

Определяя будущее ребенка на ближайшие 11 лет, важно учитывать множество вопросов. В Караганде как таковой нехватки общеобразовательных учебных заведений нет. Только в Казыбекбийском районе города насчитывается 29 школ и гимназий, хотя во многие из них, как правило, набирают по три первых класса с русским языком обучения и по одному классу с преподаванием на казахском языке. Популярность той или иной школы зависит от ее репутации, которую в основном формируют результаты ЕНТ и многие другие важные факторы. Поэтому в некоторые школы попасть не по прописке практически невозможно, а другие, наоборот, из-за недобора готовы принять ребенка из любого района города.

В школе очень нуждается новый микрорайон Кендала, что возле торгового комплекса «Магнум». В прошлом году в лицее №101 в районе Гульдер было набрано 12 первых классов.

Гимназия или школа?

Первый вопрос, который изначально возникает у родителей, — куда отдать ребенка — в общеобразовательную школу или «более сильную» гимназию. И кстати, многие родители до последнего момента, пока их ребенок не станет гимназистом или школьником, так и не могут понять, чем же они отличаются.

— Все общеобразовательные учреждения — и школы, и гимназии реализуют программы, обеспечивающие овладение учащимися содержания Государственных образовательных стандартов, — поясняет учитель младших классов гимназии №45 Снежана Гуранская. — Гимназия же является общеобразовательным учреждением, в котором создаются условия для осуществления повышенного уровня обучения всем общеобразовательным программам, предусматривающим разностороннюю подготовку в высшие учебные заведения. Безусловно, для учёбы в гимназии у ребёнка должна быть особая подготовка.

Заместитель директора по воспитательной работе гимназии №97 Елена Невиннова.— При приёме детей в первый класс мы проводим собеседование с ребенком. Это делается для того, чтобы понять, готов ли ребенок к обучению в гимназии или нет, — говорит заместитель директора по воспитательной работе гимназии №97 Елена Невиннова. — Например, в нашей гимназии упор делается на изучение иностранных языков, и если мы видим, что у ребенка при поступлении в первый класс есть проблемы логопедического характера, конечно, мы рекомендуем родителям обратиться в другое учебное заведение. И здесь возникают сложности, не каждый родитель может адекватно воспринять наши рекомендации, часто путая их с критикой, но мы обязаны в первую очередь думать о ребенке. В дальнейшем у него могут возникнуть сложности с восприятием учебной программы и как следствие проблемы психологического характера, которые в начальной школе чреваты неприятными последствиями.

Если ваш выбор все же пал на гимназию, надо решать, готовы ли вы к напряжённой, часто совместной работе с ребёнком. Также стоит учитывать и то, что, возможно, у ребенка не останется свободного времени для серьёзных занятий музыкой, спортом или, например, танцами. Особенно если родители сами весь день заняты на работе и рядом нет сердобольных бабушек и дедушек.

— К нам часто приходят дети, начиная со второго класса, но в основном конечно с пятого, которые не потянули обучение в гимназии, — говорит учитель начальных классов средней школы №58 Анна Кудинова. — Не секрет, что часто в гимназиях учителя, да и руководство, борясь за показатели, выживают троечников. И это очень грустно. Эти дети несколько надломлены и, как правило, совсем не хотят продолжать учиться. Смена школы, класса — это уже стресс для ребенка, а если на протяжении нескольких лет над ним нависала такая угроза, то это вдвойне стресс. Я считаю, что общеобразовательные школы и многие родители и педагоги сегодня принижают незаслуженно. У нас одна и та же программа, мы преподаем по одним и тем же учебникам. Конечно, контингент детей несколько разный — гимназии ведут отбор, и если ребенок в чем­-то отстает, его родителям рекомендуют общеобразовательную школу. Но не стоит этого так бояться. На примере нашей школы могу сказать, что мы переживали разные времена. Например, в прошлом году нас хотели лишить статуса средней школы, но показатели по ЕНТ в этом году улучшились на 20%. Департамент образования, изучив ситуацию, оставил всё без изменений. Помимо того, у нас сейчас новый директор, и с его приходом в школе произошли значительные изменения в лучшую сторону. А вообще родителям, которые не могут определиться со школой, я могу дать совет не быть такими категоричными. Думайте о ребенке, не стоит в угоду своих амбиций гнаться за статусом и престижем. Никто кроме вас не сможет реально оценить возможности вашего ребенка, его психологическое и физическое состояние.учитель младших классов гимназии №45 Снежана Гуранская

— В гимназиях учебный план помимо базовой части включает в себя гимназический компонент, — говорит учитель младших классов гимназии №45 Снежана Гуранская. — Кроме того, при выборе школы родителям необходимо вовремя распознать и учесть умственный склад своего ребенка: что ему интересно, к чему есть особые наклонности — к гуманитарным или техническим наукам. Важно, чтобы то место, в котором он будет получать свое первое образование, помогло сделать ему самостоятельный правильный выбор в жизни. После того как вы определились с видом учебного заведения, пообщайтесь с персоналом — директором, преподавателями — так вы узнаете детали учебной программы, а также с учениками.

Обучение в общеобразовательной школе, безусловно, не столь напряжённое, что определяется иным уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения. В начальных классах в общеобразовательных школах преподается, как правило, меньше предметов, например, во многих общеобразовательных школах английский язык вводят в программу только с пятого класса. Однако более облегченная программа никак не мешает ребенку в будущем рассчитывать на получение образования в вузе. Кроме того меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьёзных занятий спортом, языками, танцами, музыкой вне школы.

Мнение родителей

Галина Ременникова:

В школе №58 мой сын закончил нулевой класс, и сначала мы решили остаться здесь и пойти в первый класс только из­-за хорошего учителя. Когда мы год назад только пришли в эту школу, она, конечно, была куда скромнее, даже веяло какой­-то запущенностью, но нам было важно, чтобы школа находилась рядом с домом. Планировали, что возможно в первый класс уйдем в гимназию. За год школа очень изменилась в лучшую сторону, многие связывают это со сменой руководства. Сейчас школа гораздо уютнее, во многих помещениях сделали хороший ремонт, во дворе школы установили современные уличные тренажеры, также у нас появился новый корт с искусственным газоном, где дети играют в футбол и другие игры, здесь проходят уроки физкультуры.

Бахытнур Акбасова:

Мы прошли собеседование на поступление в первый класс сразу в три гимназии и потом думали, на какой же из них остановиться, — делится опытом Бахытнур. — Читали отзывы в Интернете, интересовались общими результатами ЕНТ. В итоги отправились в гимназию №97. Для меня очень важно, чтобы мои дети изучали английский язык — это и сыграло решающую роль в выборе. Конечно, гораздо удобнее, когда дети изучают языки в стенах школы, так как на посещение кружков требуются дополнительные затраты, а главное время, которого с наступлением 1 сентября катастрофически перестает хватать. Также я считаю, что в идеале школа должна находиться в шаговой доступности от дома. И когда моя дочь училась во втором классе и к тому же во вторую смену, я еще раз в этом убедилась, возвращаясь домой вечерами. К тому же и климат у нас довольно суровый. Необходимо учитывать и то, что ребенок после школы устает, а дома ему предстоит еще готовить домашнее задание. Трястись в маршрутке, тратя время на дорогу, в этом случае абсолютно нецелесообразно.

Плюсы гимназии

  • Более глубокая программа обучения и развития ребенка, либо углубленное изучение гуманитарных или математических предметов.
  • Наличие в программе обучения нескольких иностранных языков.
  • Гимназии дают более строгое воспитание, чем обычные школы. Дисциплина в них на порядок выше.
  • Высококвалифицированный преподавательский состав.

Минусы гимназии

  • Слишком большая нагрузка на развитие ребенка. Следствие — нервные срывы, переутомляемость, повышенная заболеваемость, низкий иммунитет.
  • Излишне строгая дисциплина.
  • ­Маленький ребенок еще не в состоянии точно определить, на какой блок предметов ему стоит делать упор. Поэтому часто за него решают родители, и выбор по прошествии некоторого времени оказывается неверным. В результате ребенок начинает ненавидеть весь процесс обучения и скатывается на плохие отметки.

А есть ли выбор?

Впрочем, выбор есть не всегда. Традиционно за каждой школой закреплен определенный участок — районы, дома улицы. Следовательно, классы формируют из тех детей, что приходят в школу по месту жительства. Если «вакантные места» остаются, директор школы возможно и сможет принять ребенка, проживающего в другом районе города. В этом случае, если речь идет о гимназии или лицее, вероятнее, вам предложат пройти собеседование, которое должно показать готовность ребенка к повышенным нагрузкам. Конечно, такая практика существует, но выбрать школу самостоятельно, по желанию не всегда возможно.Елена Малышко

— Я надеялась, что нам повезло, наша семья проживает в районе, где много школ и гимназий с хорошей репутацией, и все они расположены недалеко от дома, — рассказывает Елена Малышко, мама шестилетнего Леши. — Однако когда пришло время устраивать ребенка в нулевой класс, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Нулевые классы есть не во всех этих школах и гимназиях, а школа, за которой закреплен наш дом, меня не вполне устраивает, и отдавать туда сына я изначально не планировала. К выбору школы мы подходили очень серьезно, заранее наводили справки, посещали разнообразные сайты и интересовались, какой уклон в той или иной школе или гимназии, педагогический состав. В результате хотели отдать сына в школу №52. Прием документов начинался в определенный день с девяти утра, я пришла к семи, и оказалось, что передо мной уже большая очередь из родителей. В кабинете директора я услышала категоричное «нет», так как мы не относимся к этой школе по прописке. То же самое повторялось и в других школах и гимназиях. Притом нам говорили, что в первый класс моего сына в эти школы возможно и приняли бы, если он пройдет собеседование, а в «нулевку» нет, так как этих классов мало, а детей много. Мне же хотелось уже сейчас окончательно определиться со школой, и чтобы ребенок, обучаясь в нулевом классе, мог привыкнуть к школе и впоследствии легче адаптировался к учебе.

— Высокая рождаемость даёт результаты — детей, которым предстоит в этом году пойти в первый и нулевые классы, сегодня много, — поясняет заместитель директора по воспитательной работе гимназии №3 Маржан Набиева. — Поэтому мы вынуждены отказывать многим родителям в приёме их детей в нашу гимназию. Уже сегодня у нас все классы — и нулевые, и первые сформированы. Мы вынуждены брать детей только по микрорайону, то есть по прописке. Хотя именно в нашей гимназии существует традиция преемственности поколений. Если к нам обращаются родители, бабушки или дедушки, когда-то закончившие нашу гимназию, то мы обязательно принимаем их детей. Эта практика существует у нас уже несколько лет, и хочу сказать, что таких детей у нас довольно много.

— В классы предшкольной подготовки, то есть в «нулевки» — дети идут в соответствии с местом проживания, — говорит начальник отдела среднего общего образования Управления образования Карагандинской области Светлана Чжао. — Приём детей в первые классы проводится так же, но если уж родителям хочется отдать ребенка другую школу, то возможно его и примут, если, конечно, останется место. Весь город, все микрорайоны поделены на микроучастки. Каждый такой микроучасток прикреплен к конкретной школе или гимназии. Это распоряжение акима города и замакимов. Родители должны заранее прийти в ближайшую школу и уточнить, относятся ли они к ней по адресу. Хотя вероятнее и уточнять ничего не придется, по программе «всеобуч» учителя заранее сами ходят по квартирам, записывая детей. Таким образом они информируют родителей и осуществляют контроль количества потенциальных учеников на определенный год.

Нулевой или первый?

Еще один вопрос, которым часто задаются родители, — во сколько лет отдать ребенка в школу, точнее в первый класс — в шесть или в семь. Учитель начальных классов гимназии №9 Татьяна Ивашкевич уверена, что ребенок должен идти в первый класс не раньше, чем ему исполнится семь лет.

— Именно в этом возрасте наступает психологическая готовность ребенка к обучению в первом классе, — объясняет Татьяна Павловна. — Здесь даже несколько месяцев могут сыграть важную роль. Речь идет не только об умении ребенка читать, считать и писать печатными буквами. Ребенок может делать это прекрасно, и всё равно может быть не готовым к обучению в первом классе. У ребенка должно быть терпение — не так-то легко просидеть сорок пять минут на одном месте, да еще концентрируя внимание на том, что говорит учитель. К тому же есть такое понятие, как «осознанное чтение», когда ребенок не просто читает слова и предложения, но понимает то, что он прочитал и может пересказать. В возрасте от шести до семи лет у него как раз и развивается это логическое мышление и концентрация внимания. К тому же, если речь идет об обучении ребенка в гимназии, то вообще не может быть разговора о том, чтобы идти в первый класс в шесть лет. На примере нашей гимназии №9 могу сказать, что у нас уже в первом классе детям преподают много дополнительных предметов, например, информатику. Шестилетнему ребенку сложно усвоить такой поток новой информации. Кроме того, ему предстоит ежедневно тратить силы на дорогу, добираясь до школы, на приготовление домашних заданий. Поэтому не стоит забирать у своего ребенка год относительно беззаботной жизни.руководитель отдела среднего общего образования Управления образования Карагандинской области Светлана Чжао

— Новый дошкольный стандарт 2008 года говорит о том, что дошкольное образование осуществляется в возрасте от 3 до 6 лет, — поясняет руководитель отдела среднего общего образования Управления образования Карагандинской области Светлана Чжао. — Следовательно, находиться в детском саду до семи лет ребенок не может. Дети, не достигшие к 1 сентября шести лет, еще на один год остаются в детском саду, но они будут проходить учебную программу повторно. Именно из-за того, что ребенок выпускается из сада в шесть лет проблемы и возникают. Дети в шесть лет должны идти в школу — родители часто считают нулевой класс потерей времени и сразу отдают ребенка в первый. Здесь важно посоветоваться с психологом, который есть в каждой школе и детском саду, еще лучше попросить его провести тест на психологическую готовность ребенка к школе. Конечно, год в нулевом классе для большинства детей лишним не будет.

— Немногие родители правильно понимают, что вообще означает словосочетание «готовность к школе», — говорит учитель младших классов гимназии №45 Снежана Гуранская. — Многие полагают, что готовность к школе определяется только знаниями, но это самое большое заблуждение. Умение читать, писать, решать логические задачи и составлять цепочки — это не основные качества, которыми должен обладать ребенок, поступивший в первый класс. Самое главное — это мотивация. Нет ничего важнее желания малыша стать взрослей и самостоятельней. Он должен осознавать, что школа — это другой мир, но этот мир очень интересный и увлекательный. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее психологической готовности ребенка к школе. Большинство психологов склоняется к тому, что психологическая и эмоциональная готовность к школе формируется у детей только к семи годам.

Платно или бесплатно?

Обучение в государственных школах, гимназиях и лицеях Казахстана считается бесплатным. Правда, в уставе учебного заведения могут быть оговорки, касательно платных уроков, например, факультативов. Таким образом, с родителей на добровольной основе могут взиматься довольно небольшие, скорее чисто символические суммы за дополнительные занятия. К слову сказать, решения о проведении таких уроков школа принимает совместно с родительскими комитетами. Так, например, за оплату раз в неделю ваш ребенок будет заниматься английским языком или, например, хореографией. Эта практика применяется не во всех школах. Помимо этого часто родители собирают на нужды класса от 200 до 500 тенге в месяц (эта сумма назначается на классном родительском собрании), и эти небольшие взносы, как бы там ни было, носят добровольный характер.

Обучение в частной школе обходится родителям в более внушительную сумму. Школа «Альтер» в Караганде — одна из наиболее известных частных школ набирает детей в начальные классы на платной основе — оплата 44 тысячи тенге в месяц. Ребенок будет находиться в школе весь день (с восьми утра до шести вечера), в эту сумму также входит трехразовое питание.

Советы родителям

  1. Учебное заведение должно находиться недалеко от дома. Вы будете экономить время, и, возможно, ребенок раньше на год, а то и два сможет начать самостоятельно без сопровождения взрослых ходить в школу.

  2. Внимательно изучите интернет-сайты школ. Можно также посетить сайт Министерства или Департамента образования.

  3. Когда вам приглянется какая-либо школа, побеседуйте с мамами и папами, которые поджидают детей возле учебного заведения, узнайте их мнение по поводу сложившейся в ней системы преподавания, об учителях, поговорите и со школьниками.

  4. Зайдите в школу и обратите внимание на то, есть ли в школе вахтер или охрана. Можно заглянуть в пару классов, в спортзал, также обратите внимание на состояние столовой и туалетов.

  5. По возможности познакомьтесь с администрацией школы (завуч, директор) и оцените их уровень доброжелательности и общую культуру.

  6. Узнайте об уклоне школы, о программах обучения, спросите о медобслуживании, кружках, секциях, организации питания.

  7. Чтобы стены учебного заведения не казались ребенку чужими и неприветливыми, возьмите за правило хотя бы пару раз в неделю до наступления учебного года гулять с ребенком в школьном дворе. Во многих школах Караганды есть уличные тренажеры, футбольное поле. Можно несколько раз зайти в само здание и с разрешения вахтера прогуляться немного и там. К слову сказать, во многих школах города ведется летняя подготовка детей к школе. Если ребенок не ходил в «нулевку», а, например, получал дошкольное образование во Дворце детей и юношества или в частных центрах, такая практика для него будет очень полезна.

Итоги ЕНТ

В ЕНТ 2013 года в Караганде принимали участие 1667 выпускников — это 81% от общего количества одиннадцатиклассников, из них с казахским языком обучения — 520, с русским языком обучения — 1147.

Средний балл школ города Караганды составил 80,6 балла, что на 2 балла выше чем в прошлом году.

Пять лучших результатов показали школы:

Гимназия № 93 - 103,42

Гимназия № 1 - 99,33

Лицей № 2 – 99,19

Гимназия № 97 – 98,57

Школа –лицей №101 - 95,22.

Среди общеобразовательных школ высокие баллы набрали:

СОШ 66 - 91,86; СОШ 85 – 86,67; СОШ 5 – 82,18; СОШ 81 – 81,25; СОШ 32- 80,32.

Самый высокий результат у выпускника СОШ № 85 Абдрахманова Талгата – 121.

Фото: miras-astana.kz, nv.kz, bnews.kz

Информационная служба www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.