ОСМД на самом деле создают гораздо больше проблем, чем жэки?

По результатам прокурорских проверок в Киеве зарегистрировано 14 уголовных производств по фактам злоупотреблений в жилищно-коммунальной сфере, а жителям Киева возмещено 4,26 миллиона гривен ущерба

«Знаете, что мне заявили в жэке, когда я потребовала перерасчет оплаты за горячую воду, которой у нас не было две недели? — спросила позвонившая в редакцию киевлянка Ирина, живущая на улице Белецкого, 10. — Сказали, что это еще цветочки, а зимой нам вообще костры жечь придется!»

Не хотелось бы. Ведь этой осенью киевляне впервые прочувствовали на себе то, что в других городах и весях страны уже давно не новость. Отсутствие горячей воды, холодные батареи, разрытые траншеи под подъездами и… полная беспомощность жэков. Когда знакомые львовяне удивленно пожимают плечами, мол, у нас не то что горячей воды нет, холодную по часам дают, так и хочется возразить: «Но ведь это же ненормально!»

Конечно, жэки не могут решить все коммунальные проблемы жильцов, но стремиться к этому должны. Однако из-за того, что последние два года эти структуры практически никто не контролировал, злоупотребления в жилищно-коммунальной сфере, как правило, «выявлялись» лишь в процессе смены организации, обслуживающей дом.

О том, как в столице завышают тарифы, заставляют людей платить непомерные вступительные взносы в ОСМД, а также о других нарушениях, вскрывшихся во время масштабной проверки, «Фактам» рассказала начальник отдела защиты конституционных прав и свобод граждан прокуратуры Киева Оксана Стретович.

— Оксана Олеговна, многие люди, столкнувшись с коммунальными проблемами, задаются самым простым вопросом: кто контролирует жэки и кому жаловаться на их недоработки? В чем разница между жэками и ОСМД?

— Любой дом может обслуживать как коммунальное предприятие — тот же жэк, так и частная компания, скажем, ООО «Ластiвка», предоставляющая определенные услуги. Компания заключает договоры с «Киевгазом», «Киевэнерго», «Киевводоканалом», причем частные фирмы не подчиняются местным администрациям.

Так называемые ОСМД (объединения совладельцев многоквартирного дома) и ЖСК (жилищно-строительные кооперативы, создавались еще во время СССР) действуют согласно законам «О кооперации» и «Об объединениях совладельцев многоквартирных домов». Это самоуправляющиеся организации, не подконтрольные никому, кроме собственных общих собраний.

— Отсюда и проблемы у жильцов?

— Сейчас отовсюду можно услышать призывы «Объединяйтесь в ОСМД, чтобы снять все коммунальные проблемы!» Но ОСМД на самом деле создает гораздо больше проблем, чем жэки. Поясню, почему. Жэки и обслуживающие организации обязаны согласовывать тарифы на коммунальные услуги в установленном законом порядке. В Киеве — с управлением ценовой политики столичной горгосадминистрации. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что ОСМД и ЖСК также обязаны согласовывать свои тарифы на коммунальные услуги. Однако, как разъясняют центральные органы исполнительной власти, самоуправляющимся организациям достаточно утвердить тариф на общем собрании. В итоге никто этот тариф не может перепроверить или как-то проконтролировать.

— А если он завышен? «ФАКТЫ» писали о том, как жильцы столичной новостройки по улице Раисы Окипной боролись с ОСМД, установившем тариф в четыре тысячи гривен в месяц. И только вмешательство прокуратуры разрешило ситуацию в пользу жильцов.

— Утвержденный на общем собрании тариф считается законным. Отменить решение общего собрания можно только через суд. А с новостроями такие проблемы часто возникают на этапе, когда еще не оформлено право собственности на все квартиры. Правами на все здание владеет компания-застройщик. Зачастую именно она создает ОСМД или приглашает дружественную обслуживающую компанию.

Согласно законодательству, в доме, расположенном по конкретному адресу, не может быть создано более одного ОСМД. И часто, когда жильцы заселяются, их ставят перед фактом: ОСМД уже создано, и у него есть устав. При этом устанавливаются заоблачные тарифы. Например, мы разбирались с жалобой жильцов дома, в уставе ОСМД которого записали, что вступительный взнос в объединение совладельцев дома равняется 100 тысячам гривен! Прокуратура подала иск с тем, чтобы суд признал недействительной государственную регистрацию этого ОСМД.

Кроме того, к нам поступает много жалоб о подделке протоколов общего собрания ОСМД.

— Недавно на одном из круглых столов, посвященных проблемам качества коммунальных услуг, начальник управления развития и реформирования жилищно-коммунальной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации Петр Пантелеев сообщил, что в столице в 740 домах созданы ОСМД, в 913 действуют ЖСК, а 8,5 тысячи зданий обслуживают предприятия коммунальной формы собственности. По словам чиновника, в городе действуют 100 жэков и более 200 предприятий, предоставляющих эксплуатационные услуги. Поэтому большинству жильцов коммунальные проблемы приходится решать именно с жэками. Не будем сейчас акцентировать внимание на таких мелочах, как культура обслуживания и все еще ненавязчивый советский сервис. Расскажите, как нас обманывают в жэках?

— Если тарифы у жэков единые и утвержденные, то отследить, в каком случае услуга не предоставлялась, сделан ли перерасчет за некачественную услугу и прочие нюансы простому потребителю не под силу. Когда начинают разбираться специалисты, зачастую выплывают невидимые глазу факты. Например, в коммунальный тариф включили придомовую территорию площадью 400 квадратных метров, а когда специалисты перемерили, обнаружили, что там только 350 квадратных метров.

— Вроде бы мелочь, но с годами набегают миллионы гривен. Ведь на полкопейки с каждой квартиры можно сэкономить и на отоплении, горячей воде, и таких услугах, о которых мы вообще не задумываемся. Наверняка таких мелких нарушений по Киеву наберется немало?

— Безусловно. Если обобщать, то суммы получаются внушительные. Так, в Днепровском районе было зафиксировано непроведение перерасчета по отоплению в ряде домов на разных улицах, что в итоге составило 4,1 миллиона гривен.

Или более конкретный пример. По жалобе жильцов дома № 11 по улице Бассейной была проведена проверка КП «Крещатик». Выяснилось, что в 2011—2012 годах на обслуживание дома и придомовой территории тратилось меньше денег, чем указано в коммунальном тарифе. «Экономили» на уборке лестничной клетки, обслуживании внутридомовых систем водоотвода, теплоснабжения и сливной канализации. Не прочищался вентиляционный канал. Он вообще не работал. Причем разница между установленным по закону и реальным тарифом составляла десятые доли копейки — но по нескольким услугам.

В итоге жильцы переплатили за год 14 тысяч гривен. По результатам проверки директору КП «Крещатик» внесено представление о перерасчете жильцам оплаты за непредоставленные или предоставленные не в полном объеме услуги.

— То есть в ежемесячной платежке эти крошечные суммы незаметны. Если сделать перерасчет, выйдет по нескольку гривен на квартиру. Из-за этого никто не захочет морочиться с судами. Бывают, однако, ситуации, когда сама жизнь заставляет обращаться в жэк. Сейчас начался отопительный сезон и многие жалуются на еле теплые батареи. При этом тарифы на отопление кусаются. Люди отказываются платить или требуют перерасчет. И тут-то выясняется, что их обманывали.

— В ходе прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов Государственной инспекции по контролю за ценами, установлено, что должностные лица ООО «ЭлитЖитлоСервис» самовольно установили завышенные тарифы на централизованное отопление, горячую и холодную воду для дома № 10 по улице Кропивницкого. За два отопительных сезона (с января 2011-го по апрель 2013-го) жильцы переплатили 254 тысячи гривен. А всего сумма переплаты за указанный период по дому составила 388 гривен в месяц. По этому факту сейчас идет досудебное расследование.

— Как люди обнаружили, что их обманывают?

— Во время процесса создания ОСМД, когда проводили ревизию. Если б не это, вполне возможно, что о махинациях с тарифами никто бы и не узнал.

— То есть из платежки жильцы не могут узнать, что их обсчитывают. Есть ли еще какая-то возможность проверить жэк?

— Надо изучить структуру своего тарифа, утвержденного горгосадминистрацией.

— Но разобраться в этом под силу только специалистам. К кому жильцы могут обратиться за помощью?

— В столичной горгосадминистрации есть управление ценовой политики, которое занимается утверждением тарифов. Этих специалистов привлекаем мы, когда проводим проверку. Жилец может написать жалобу в это управление, и ему должны ответить в течение месяца.

— И если факт злоупотреблений будет установлен, дальше следует обращаться в прокуратуру?

— Нет. В этом случае надо написать заявление в милицию. Кроме того, жильцам надо сначала жаловаться на жэк в районную госадминистрацию, а если там не отреагировали, то — в Киевскую горгосадминистрацию. Следующий этап — жалоба в Минрегионстрой. И только когда у вас на руках уже есть ответы на бездействие жэка из всех этих инстанций, а ситуация никак не разрешается, можно обращаться в прокуратуру.

Кстати, в результате прокурорских проверок выяснилось, что жильцы дома № 2 по проспекту Свободы в течение трех лет переплачивали за отопление, поскольку дом не был оборудован счетчиками. Переплата составила 97 тысяч гривен, поскольку служебные лица ЖСК «Квазар-5» установили завышенные тарифы. Сейчас по данному факту ведется досудебное расследование.

Еще одно расследование идет по факту завышения тарифов ООО «Рада» и ООО «Рада-2». Речь идет о домах по улице Ахматовой, 3,13,13 д (убытки жильцов составили более 207 тысяч гривен), улицам Срибнокильской, 12 и Ревуцкого, 9 (убытки жильцов — более 443 тысяч гривен).

Этот список можно продолжать, поскольку за восемь месяцев 2013 года по результатам проверок соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунальных услуг зарегистрировано 14 уголовных производств, вынесено 17 представлений, по результатам которых восстановлены права более 200 тысяч жителей столицы и возмещено 4,26 миллиона гривен ущерба.

— Но не во всех же случаях надо сразу бежать в прокуратуру. Если не работает лифт или не вывозят мусор возле дома, достаточно написать заявление в жэк. Как на этом этапе не сделать ошибки?

— Заявление надо писать на перерасчет услуги, — говорит Оксана Стретович. — Тогда по указанному адресу должен явиться мастер проблемного участка жэка с комиссией для составления акта о том, что лифт не работает или горячая вода отсутствует с такого-то и по такое-то время, или температура воды ниже, чем положено.

— Такое же заявление надо писать, если не убирают лестничные пролеты или снег во дворе?

— Да, можно потребовать перерасчет любой коммунальной услуги. Проблема в том, что до 2011 года в Украине действовала Государственная жилищно-коммунальная инспекция, в компетенцию которой входило проверять, убирают ли лестничные клетки, в каком состоянии мусоропровод, достаточно ли хорошо чистятся дымоходы… Сейчас нет органа, который может проверить фактическое предоставление услуг. Прежний ликвидировали, а новый не создали.

— Пожилые люди думают, что достаточно позвонить в диспетчерский пункт и сказать: «Зафиксируйте заявку, что у нас нет горячей воды», и жэк автоматически сделает перерасчет.

— Порядочные жэки так и должны поступать. Но, как правило, сейчас многие этого не делают. Поэтому все вопросы с коммунальными структурами необходимо решать в письменной форме. И проследите, чтобы ваше заявление или жалобу зафиксировали в книге входящей корреспонденции. Если после жалобы ничего не изменилось — жалуйтесь в райгосадминистрацию.

— Перерасчет услуги должны делать после того, как закончится квартал?

— Нет, сразу же. То есть в следующей платежке у жильца должна быть указана меньшая сумма. При этом обслуживающая дом структура не обязана уведомлять квартиросъемщиков о перерасчете.

— А если в жэке объясняют, что отопления или горячей воды нет по вине поставщика?

— В такой ситуации жэки бессильны. Надо жаловаться в Антимонопольный комитет и Национальную комиссию по регулированию рынка жилищно-коммунальной системы.

P. S. Эксперты утверждают, что с июня 2009 года коммунальные платежи безудержно растут. И когда качество услуги не соответствует ее цене, люди попросту отказываются платить.

На днях Верховный суд Украины разрешил жэкам применять к должникам дополнительные санкции: индексировать сумму долга на уровень инфляции и требовать штраф в размере трех процентов годовых. Такое решение было принято по иску коммунальщиков из Артемовска к жильцам одного из домов относительно долга по оплате услуг по содержанию здания и прилегающей территории. В своем решении Верховный суд Украины подчеркивает, что должники не освобождаются и от уплаты пени за несвоевременные платежи.

Фото: ibud.ua

ibud.ua

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.