Основные тенденции на рынке земельных участков г. Алматы в 2013 году

Алматы — крупнейший город страны, расположен на юго-востоке республики у северного подножия гор Заилийского Алатау северного хребта Тянь-Шаня. Площадь Алматы составляет 352,3 квадратного километра,или 35 230 га, с численностью населения — более 1,5 млн человек. Административно город разделен на семь районов.

Алматы, являясь деловой и финансовой столицей республики, остается одним из самых инвестиционно привлекательных регионов Казахстана, т.к. город располагает необходимым трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом. Алматы на протяжении последних лет является вторым регионом Казахстана по удельному весу инвестиций в основной капитал, уступая место лишь Атырауской области.

На рынке земельных участков второй год подряд продолжается снижение средних цен предложения. За 2013 год цена за сотку сократилась на 18,7% до $16565.

Ежемесячно к продаже предлагалось более 1500 объектов общей площадью 60 тыс. соток на сумму 700 млн долларов.

Земельные участки в основном делятся на земли поселений, или жилая зона, общественно-деловую зону, производственную зону, рекреационную зону, зону сельскохозяйственного назначения и специального назначения.

Цена на землю в городе сильно дифференцирована и зависит от месторасположения, набора коммуникаций, имеющихся построек. Самая «дорогая» земля предлагается в Алмалинском районе, здесь средняя цена за сотку в ушедшем году зафиксирована на уровне 43668 $/сот., а самая «дешевая» — в Алатауском районе — 8400 $/сот.

Наибольшие цены предложения наблюдаются на земельные участки с целевым назначением под застройку недвижимостью общественного питания. Следующий ценовой сегмент принадлежит земельным участкам административного назначения или бизнес-центрам и МЖС (многоэтажному жилищному строительству). Далее по ценовому ряду прослеживаются земельные участки культурно-развлекательного назначения, гостиничного назначения и индустрии сервиса. Замыкают ценовой ряд сегменты с ценой менее $5000 за сотку, для застройки недвижимостью производственного сервиса, производственной недвижимостью и земли сельскохозяйственного назначения.

В течение года снижение цен предложения зафиксировано на земельные участки под производство и производственный сервис, гостиничного назначения и индустрию сервиса, ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и садоводство. При этом рост цен отмечен на земельные участки, предназначенные под торговую недвижимость и недвижимость общественного питания. В остальных сегментах рынка прослеживается стабильность ценовых показателей.

Рассматривая сложившуюся тенденцию, можно предположить, что средние ценовые показатели по городу в ближайшей перспективе будут изменяться в пределах 2-5% в месяц, повышательные тренды в сегментах роста сохранятся.

Согласно Генеральному плану развития города рассматривается рациональное пространственное развитие города, которое предполагает анализ существующего размещения объектов городского хозяйства и расселения населения. К настоящему времени производственные площади промышленных предприятий приватизированы и в большинстве не используются по своему первоначальному назначению. При этом утрачена специализация и структура отраслей промышленности: на одной площадке могут размещаться крайне разнородные производства — от красок и лака до продуктов питания, стройматериалов, а также организации торговли и общественного питания.

В связи с дефицитом городских земель, особенно в центральной части города, одной из актуальных задач станет упорядочение и модернизация территорий существующих промпредприятий с их группировкой по однородным специализированным сегментам производств. Одновременно с этим будет происходить замещение старых мощностей новыми экологически чистыми и бесшумными. Часть производств будет в рамках данной модернизации промышленных зон вынесена в пригороды или новые индустриальные зоны города.

Упорядочение территории промышленных районов города приведет к снижению транспортных потоков и уровня загрязнения атмосферного воздуха при одновременном улучшении природной среды и архитектурного облика городской застройки. В целом объем промышленного производства вырастет на 48%.

Важным полюсом перспективного роста экономики города станет формирующаяся индустриальная зона во вновь образованном Алатауском районе площадью 76,4 кв. км.

Для создания индустриальной зоны имеется ряд объективных предпосылок: наличие обширных по масштабам города свободных территорий; благоприятное географическое положение индустриальной зоны, не создающее препятствий для деятельности других элементов городского хозяйства и не оказывающее чрезмерного техногенного давления на окружающую среду Алматы.

По данным официального интернет-ресурса акимата города Алматы, на выездном заседании Комитета по аграрным вопросам Парламента в декабре 2013 года аким Алматы Ахметжан Есимов предложил правительству пересмотреть нормы и подзаконные акты земельного законодательства, заметив, что они не соответствуют действительности. При этом он подчеркнул, что при предоставлении земель в пригородной зоне Алматы не учитывается Генеральный план развития города.

«Сегодня пригород тесно связан с Алматы. В разработанный Генплан развития пригородной зоны, утвержденный постановлением правительства, входят три района и один город Алматинской области (Илийский, Карасайский, Талгарский районы и г. Капшагай), но контроль над ним никто не осуществляет, ни один госорган. В результате не соблюдается положение, что выделение земельных участков в пригороде Алматы должно вестись местными исполнительными органами по согласованию с городским акиматом. На данный момент уже выявлены факты самовольного захвата участков, их нецелевое использование и так далее. И такая сложившаяся в пригородной зоне обстановка свидетельствует о том, что назрела необходимость ввести и в практику Алматы инициированный Главой государства мораторий на прилегающую к столице землю в радиусе 30 км», — отметил аким Алматы.

При этом в начале декабря 2013 года правительство разработало и внесло на рассмотрение Мажилиса проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений». Всего в Земельный кодекс вносится 6 поправок.

  1. Ведение реестра недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей.
  2. Введение нормы одностороннего расторжения договора аренды земельного участка акиматом в случае неисполнения его условий.
  3. Новый порядок принудительного изъятия неиспользуемых либо используемых с нарушением законодательства земельных участков.
  4. Введение поэтапного предоставления земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства.
  5. Отнесение к нарушению законодательства Республики Казахстан несоблюдение Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
  6. Расширение перечня видов работ, направленных на совершенствование ведения государственного земельного кадастра и технологически связанных с его ведением.

В 2014 году будет проведена полная инвентаризация сельскохозяйственных угодий города Алматы, на ее проведение из республиканского бюджета уже выделены необходимые средства. Министр регионального развития РК Болат Жамишев ответил на предложение акима города Алматы, что будет централизованно вестись реестр недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей по аналогии с недобросовестными участниками государственных закупок. Это позволит в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства, не предоставлять новые земельные участки указанным лицам.

Из выступления первого вице-министра регионального развития РК К. Ускенбаева о совершенствовании земельного законодательства на расширенном совещании по вопросам использования земель города Алматы и его пригородной зоны: «По результатам инвентаризации земельных участков по Алматы было выявлено 967 неиспользуемых земельных участков на площади 393,36 га, предназначенных для сельскохозяйственного использования и строительства коммерческих объектов. Из них возвращены в государственную собственность 42 участка на площади 3,36 га в судебном порядке. Также на данный момент уже направлены письменные предупреждения собственникам и землепользователям 131 земельного участка на площади 161,9 га в соответствии со ст. 94 ЗК РК о порядке изъятия земельного участка, не используемого по назначению либо используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан.

По результатам ревизии земель пригородной зоны города Алматы выявлено 920 неиспользуемых земельных участков на площади 6,94 тыс. га. Из них 554 участка на площади 6,88 тыс. га сельскохозяйственного назначения, под ИЖС — 366 участков на площади 62,15 га. В государственную собственность возвращены 136 участков на площади 278,8 га».

Напомним, что Глава государства давал поручение вернуть земли в пригороде Алматы для государственных нужд по кадастровой цене.

Фото: sudeks-ural.blizko.ru

Аналитическая служба портала kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.