Операция «реанимация»

Большинство столичных застройщиков пока не смогли получить помощь Правительства через банки второго уровня. Из утвержденного Государственной комиссией списка 112 объектов с участием дольщиков профинансированы порядка тридцати, по двадцати оформляются кредитные договоры. Судьба остальных «замороженных» строек в руках банкиров, которые давать деньги не торопятся.

Застройщикам деньги выделили. Но не дали...

Большинство столичных застройщиков пока не смогли получить помощь Правительства через банки второго уровня. Из утвержденного Государственной комиссией списка 112 объектов с operaciya.jpgучастием дольщиков профинансированы порядка тридцати, по двадцати оформляются кредитные договоры. Судьба остальных «замороженных» строек в руках банкиров, которые давать деньги не торопятся.

Из обещанных АО «ФУР «Казына» 219,5 млрд тенге в банках второго уровня пока открыты депозиты на 36 млрд 604,5 млн тенге для финансирования строительства 52 жилых комплексов. Вопрос кредитования оставшихся 60-ти домов, одобренных Госкомиссией, по-прежнему не решен. Двадцать из них имели открытые кредитные линии в АО «АТФ банк», АО «БанкЦентрКредит», АО «Народный банк». Но после того как эти солидные финансовые институты, по информации акимата, дипломатично отказались от участия в правительственной программе, компании вынуждены искать новых доноров. Застройщики 40 жилых комплексов на момент кризиса вообще не имели кредитных линий, возводя объекты за счет своих и долевых средств, привлекаемых через ипотечное кредитование. В акимате Астаны подчеркивают, что и те и другие вполне «здоровые» и надежные застройщики. Вот только банки, даже получив лестные рекомендации департамента госархстройконтроля Астаны, идут с ними на контакт весьма неохотно. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность.

- Сейчас эти компании действительно столкнулись с большими трудностями. Потому, что банки отказались их кредитовать. И в этой ситуации очень тяжело представить себе, что другой банк возьмет на себя их финансирование и обязательство отвечать по выделенным деньгам перед АО «ФУР «Казына». Дело в том, что именно банк несет ответственность за целевое использование выделенных средств. И поэтому, конечно, компании сегодня попали в тяжелую ситуацию. Но этот вопрос прорабатывается в госкомиссии. Все идет планомерно. Первоочередная задача госкомиссии была в том, чтобы дать деньги компаниям, которые сегодня уже готовы их получить, - пояснил «ОКО» председатель Ассоциации застройщиков Казахстана, глава Совета директоров компании «BI Group» Айдын Рахимбаев. А пока даже попавшие в список компании продолжают вести непростые переговоры и уповать на милость несговорчивых банкиров.

Кстати, сама «BI Group» в настоящее время уже получила 3 млрд тенге на возобновление строительства по 14 своим объектам. Причем это перечисление можно смело считать только началом государственных вливаний. По согласованному графику компания намерена получать по 2 млрд тенге ежемесячно. Стройки ряда крупных застройщиков также постепенно оживают, радуясь бюджетным траншам по ставке в 14% годовых, как дети. Для сравнения: рыночная ставка банков второго уровня до начала финансового кризиса составляла 13%. Однако сегодня, по словам Айдына Рахимбаева, в Казахстане нет банков, предлагающих застройщикам кредиты по ставке ниже 16% годовых. А если учесть, что большинство банков с недавнего времени вообще предпочитают не инвестировать в строительство, становится понятным, что без таких ассигнований многим просто не выжить.

Еще хуже обстоит дело с теми новостройками, которые «залихорадило» до кризиса. В этом «черном» списке оказались 26 объектов 13 застройщиков, уже обвиненных или пока только обвиняемых в неэффективном управлении и нецелевом использовании средств. Такие диагнозы в последние дни ставят чаще. Не далее чем в понедельник заместитель акима Астаны Сергей Хорошун сообщил, что материалы в отношении двух столичных застройщиков переданы в финансовую полицию, которая проводит в этих организациях аудит. Предварительные итоги не утешительны.

- Аудит по двум компаниям будет завершен к концу следующей недели. Явно прослеживается нецелевое использование средств по «Фабрике недвижимости». В общей сложности там было 4 жилых комплекса. По предварительной информации, в строительстве данных комплексов участвовало около 500 дольщиков, - заявил он.

В числе 13 компаний-штрафников, по признанию городских чиновников, оказались и те застройщики, у которых кроме невыполненного сноса вообще ничего нет. Денег, собранных ими в свое время с дольщиков, сегодня не хватает даже на то, чтобы освободить участок. Взять с них, зачастую, нечего. Вот почему их даже не пытались включать в первоначальный «правительственный» список.

- Мне часто задают вопрос: почему наша компания или объект не вошли в этот список? Да потому, что он у вас проблемный. Потому, что нет залогового имущества, и компания не может получить кредит. А выделяемые государством средства возвратные. Причем деньги очень короткие, на три года. Выдав кредит, банк через три года должен вернуть деньги в «Казыну». Иначе он будет очень серьезно наказан, - сообщил нам директор столичного департамента государственного архитектурно-строительного контроля Владимир Лютов.

Масла в огонь подливает и действующее законодательство, согласно которому собственнику земельного участка принадлежит все, что на нем расположено. Другими словами, выделив средства на завершение «проблемных» объектов, и банки, и государство рискуют остаться с «носом». Так как не справившийся со строительством застройщик все равно останется хозяином достроенного за чужой счет объекта. И не факт, что дольщики или новые инвесторы получат в этом доме свои квартиры.

Сегодня горакимат предлагает использовать в таких случаях две схемы. Там, где застройщик остается более-менее состоятельным и имеет хоть какие-то активы, пусть даже в виде непроданных квартир, акимат ищет нового инвестора. Так сказать, в помощь. Такой сценарий планируется использовать на 12 жилых комплексах. Там же, где строительная компания будет уличена в присвоении и нецелевом использовании средств, в ход пойдет тяжелая артиллерия. Акимат советует пострадавшим дольщикам организовать жилищно-строительный кооператив и подать на застройщика в суд. И после того, как суды определят долю участия этих людей в незавершенном строительстве, местные власти смогут переоформить землю и стройку на ЖСК. Дольщики же, в свою очередь, получат право заключать договор с инвестиционными компаниями, которые за счет привлеченных средств завершат строительство объекта. Пока по такому пути пошли только дольщики ЖК «Жамихан», вот уже несколько лет пытающиеся достроить свои квартиры. Это решение действительно не назовешь простым. Ведь, нанимая строителей, нужно им платить, да и кредит придется отдавать.

Тем не менее в акимате Астаны считают, что «реанимировать» можно и такие долгострои. Во-первых, по согласованию с экспертизой может быть изменен первоначальный проект жилого комплекса и достроены дополнительные этажи. Во-вторых, в большинстве проектов предусмотрены встроенные и пристроенные офисные помещения, продавая которые также можно погасить дополнительные затраты. В общем, надежда на то, что госкомиссия может одобрить выделение бюджетных средств на завершение строительства «проблемных» объектов, есть. Тем более что государство в этом случае не столько помогает, сколько инвестирует и зарабатывает приличные дивиденды. Главное - не упустить момент и не дать эти деньги прикарманить.

Тем удивительнее стала новость о том, что контролировать целевое использование колоссальных денежных средств, полученных строительными компаниями от АО «ФУР «Казына», будет не финполиция, и даже не акимат, а малоизвестное ТОО «Астанакурылыссервис». Мы выяснили, что данная структура имеет лицензию на проведение технического надзора и является 100-процентно государственным предприятием. Учредителем ТОО является департамент государственного архитектурно-строительного контроля Астаны. Сотрудники этого предприятия получили карт-бланш на проверку деятельности всех застройщиков, получивших бюджетные кредиты. Они будут лично выезжать на объекты и проверять, соответствует ли проделанный на стройке объем работ выделенному финансированию. Учитывая, что речь идет о сотне стройплощадок, мы ненароком поинтересовались, а хватит ли «дочке» ГАСКа людей?

- Вы же понимаете, что создать такую службу на базе акимата или в ГАСКе нельзя. Потому что существует бюджет, и свыше, допустим, тысячи человек в акимате нельзя содержать. А ТОО имеет право набирать людей, - рассказал директор департамента ГАСК Владимир Лютов. - Оно заключает договоры с каждым предприятием. Размер технадзора всегда составляет до 0,49% от сметной стоимости. Эта сумма везде в сметах заложена. Но мы планируем брать 0,2% от сметной стоимости, чтобы не вызвать удорожания строительства. И за счет этого предприятие будет нанимать штат, контролировать все объекты, - добавил он.

Думается, что собираемых с застройщиков средств должно хватить на то, чтобы к каждому прорабу по контролеру поставить. Тем более что чиновники снова ничего не теряют. Строительная компания в любом случае вернет государству весь займ с процентами. А вот в то, что участникам долевого строительства не придется доплачивать за свои квартиры, с каждым днем верится все меньше. Строительные компании продолжают нести дополнительные издержки. Их накладные расходы на содержание рабочих и обслуживание «замороженных» строек растут день ото дня. И даже если по карманам дольщиков не ударит вынужденное содержание чиновников-ревизоров, они заплатят за вынужденный отдых строителей, ожидающих кусок бюджетного пирога. К сожалению, с каждым днем простоя очередное повышение цен становится все очевиднее.

Ясно, что наскоком проблему столичных дольщиков решить не удалось. Прошло три недели с момента объявления списка получателей «льготных» бюджетных кредитов, а Астана по-прежнему город «мертвых кранов». Слишком много организационных вопросов еще предстоит решить, слишком многое отладить.

25.01.2008

Сергей БОЙКО, www.oko.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.