Правительство Республики Казахстан и Национальный банк сделали совместное заявление

Правительство Республики Казахстан и Национальный банк сделали совместное заявление об основных направлениях экономической политики на 2015 год. «В 2014 году наблюдалось ухудшение внешних факторов для развития экономики Казахстана. Произошло общее замедление экономического роста в мире и рост геополитической нестабильности в связи с событиями вокруг Украины. Ввод взаимных санкций между Россией и странами Европейского союза с США привели к падению темпов роста в России и дестабилизации макроэкономической ситуации.

На фоне укрепления темпов роста валового внутреннего продукта США, сворачивания третьей программы федеральной резервной системы по количественному смягчению происходит укрепление доллара и повышение процентных ставок.

В результате указанных факторов, а также на фоне роста добычи сланцевой нефти в США произошло снижение мировой цены на нефть марки Brent со 115 долларов/баррель в конце июня 2014 года до 63 долларов/баррель на 22 декабря 2014 года (на 45,2%). На этом фоне экономика Казахстана выросла на 4,2% за 11 месяцев 2014 года.

За январь-октябрь 2014 года внешнеторговый оборот Республики Казахстан сократился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Экспорт товаров сократился на 4,9% из-за падения мировых цен на нефть и основные металлы, сокращения физических объемов экспорта нефти, угля, ферросплавов, меди и алюминия. Импорт товаров сократился на 14,5% за счет сокращения импорта машин и оборудования, химической продукции и продовольственных товаров.

Данные внешнеэкономические тенденции несут риски для экономики Казахстана в 2015 году. В этих условиях экономическая политика в 2015 году будет направлена на нивелирование последствий внешних факторов для обеспечения социально-экономической стабильности в стране.

Главными целями политики Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан будут сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, а также обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.

Основные направления экономической политики в 2015 году:

  1. проведение контрциклической экономической политики через реализацию Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015 – 2019 годы, повышение конкурентоспособности казахстанской экономики и поддержку малого и среднего бизнеса;
  2. сохранение макроэкономической стабильности;
  3. обеспечение финансовой стабильности через укрепление финансовой системы и оздоровление банковского сектора.

1. Контрциклическая экономическая политика

Политика Правительства и Национального Банка будет направлена на достижение целевых параметров реального экономического роста на 2015 год на уровне 4-5%.

Для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 годы в феврале 2014 года по инициативе Главы государства выделен 1 триллион тенге из Национального фонда Республики Казахстан.

В рамках этих средств, второй транш в размере 500 миллиардов тенге в 2015 году будет направлен на дополнительное льготное кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства и оздоровление банковского сектора. Кроме того, будет профинансировано строительство объектов инфраструктуры свободных экономических зон и «ЭКСПО-2017».

Для обеспечения устойчивого роста экономики и поддержки занятости будет реализовываться новая экономическая политика «Нурлы Жол», на реализацию которой из Национального фонда Республики Казахстан выделено по 3 миллиарда долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 годы.

Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015-2019 годы предусматривает развитие инфраструктуры по 7 основным направлениям. Это развитие транспортно-логистической, энергетической и индустриальной инфраструктур. Кроме того, будут осуществлены модернизация жилищно-коммунального хозяйства, сетей водо- и теплоснабжения, строительство школ и жилья, а также поддержка малого и среднего бизнеса.

Совместно с международными финансовыми организациями будет начата реализация проектов в сфере малого и среднего бизнеса, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительства дорог, развития электроэнергетики, возобновляемых источников энергии, а также институциональных реформ на сумму 13,5 миллиарда долларов, из которых 9 миллиардов долларов будут профинансированы за счет международных финансовых организаций.

Новая экономическая политика будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике. Это повышение конкурентоспособности и производительности в секторах экономики, улучшение структуры экономики путем развития транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктур, малого и среднего бизнеса.

Инвестиции в эти сферы создадут наибольший мультипликативный эффект для роста экономики и занятости и сформируют основу для будущего устойчивого роста. В целях поддержки положительного внешнеторгового сальдо будет обеспечиваться поддержка казахстанского экспорта. Будут разработаны механизмы торгового и экспортного финансирования по ставкам не выше ставок, применяемых для экспортеров в ЕС (2-3% в иностранной валюте).

Политика дальнейшей индустриализации экономики страны будет проводиться в рамках второй пятилетки индустриально-инновационного развития, направленной на развитие обрабатывающей промышленности в определенных приоритетных секторах с учетом региональной специфики.

Для дальнейшей поддержки деловой активности в стране из Национального фонда Республики Казахстан в 2015 и 2016 годах будет выделено по 100 миллиардов тенге ежегодно. Данные средства будут направлены на кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, с использованием существующих программ межбанковского кредитования АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и АО «Банк Развития Казахстана», из них 100 миллиардов тенге на финансирование МСБ и 100 миллиардов тенге на финансирование крупного предпринимательства.

В целях снижения долговой нагрузки по долларовым займам и недопущения сворачивания деловой активности МСБ будет продолжено осуществление кредитования МСБ в национальной валюте путем ускорения привлечения займов из международных финансовых институтов.

В целях стимулирования роста инвестиционных расходов бизнес-сектора будет продолжена поддержка роста кредитования малого и среднего бизнеса в рамках «Дорожной карты бизнеса — 2020», расширения лизинговых операций, финансирования проектов ГПИИР-2, финансовая поддержка агропромышленного комплекса в рамках Программы «Агробизнес-2020».

Для обеспечения занятости будут приниматься меры в рамках «Дорожной карты занятости — 2020».

2. Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6-8%.

В денежно-кредитной политике будет создана основа для перехода к инфляционному таргетированию в среднесрочном периоде. Инфляционное таргетирование позволит повысить реальную доходность сбережений в тенге и снизить инфляционные ожидания.

Регулирование денежной массы будет осуществляться в корреляции с инфляцией. Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

При этом не будут допускаться резкие колебания обменного курса тенге. Будут приняты меры по ограничению спекуляций на валютном рынке. В 2015 году Национальным Банком совместно с Правительством будут внесены изменения в законодательство в части повышения требований к деятельности обменных пунктов на рынке наличной иностранной валюты.

Будет продолжена политика по поддержанию на адекватном уровне международных резервов Национального Банка, в том числе через недопущение снижения объемов золото-валютных резервов Национального Банка ниже трехмесячного объема импорта товаров и услуг.

Налогово-бюджетная политика будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета в соответствии с Концепцией новой бюджетной политики. Налоговая политика будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности экономики и стимулирование роста обрабатывающих производств. При этом роста налоговой нагрузки на предприятия не предусматривается.

Основными подходами формирования бюджетной политики являются определение расходов бюджета в пределах фискальных ограничений по дефициту, поэтапный рост государственных обязательств, недопущение замещения инвестиций частного сектора бюджетными инвестициями.

В целях снижения нагрузки на республиканский бюджет для финансирования инфраструктурных проектов на условиях софинансирования будут привлекаться внешние займы международных финансовых организаций и использоваться механизмы государственно-частного партнерства.

3. Финансовая стабильность будет поддерживаться комплексом мер регулирования, направленных на минимизацию негативных последствий, вызванных возможными глобальными дисбалансами в мировой экономике, а также на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. Реализация комплекса мер по обеспечению финансовой стабильности будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

Основными приоритетными направлениями политики регулирования финансовой системы в 2015 году станут:

  1. повышение роли национальной валюты в экономике;
  2. стимулирование роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики;
  3. оздоровление банковского сектора.

1. В целях повышения роли национальной валюты в экономике будут приняты следующие меры:

  1. в целях стимулирования сбережений в тенге будет увеличена гарантируемая вкладчикам сумма выплаты АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» по депозитам в тенге с 5 миллионов тенге до 10 миллионов тенге с увеличением его капитализации;
  2. будет снижен максимальный размер рекомендуемой ставки вознаграждения по гарантируемым депозитам населения в долларах с 4% до 3% годовых;
  3. будет введен запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах.

2. В целях стимулирования роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики будут приняты следующие меры:

  1. будет рассмотрена возможность временного снижения отдельных норм пруденциального регулирования в случае необходимости;
  2.  для недопущения дефицита ликвидности в коммерческих банках им будет предоставляться тенговая ликвидность;

3. В целях оздоровления банковского сектора будут приняты следующие меры:

  1. будет продолжена работа по снижению уровня проблемных активов банков. Будет дополнительно увеличен уставный капитал АО «Фонд проблемных кредитов» на 250 миллиардов тенге, продолжена работа по повышению эффективности его сотрудничества с банками.
    Также приоритетными направлениями станут совершенствование других механизмов работы с проблемными активами, в том числе по деятельности организаций по управлению неработающими активами, вопросов налогообложения (налогового администрирования);
  2. в области регуляторной политики будут поэтапно вводиться новые стандарты достаточности капитала банков «Базель III».

При этом в целях плавного и безболезненного перехода на новые стандарты на первом этапе банкам будут установлены более мягкие требования в части нормативов достаточности капитала, компонентов капитала. Национальный Банк будет осуществлять мониторинг выполнения банками новых нормативов достаточности капитала с учетом складывающейся экономической ситуации.

В целом, экономическая политика в 2015 году будет направлена на смягчение последствий негативных внешних факторов, укрепление устойчивости социально-экономической ситуации в стране. Будут решаться задачи по оздоровлению финансового сектора, сохранению макроэкономической стабильности и повышению конкурентоспособности казахстанской экономики через диверсификацию экономики.

Данные меры будут носить сбалансированный характер, чтобы сохранить достигнутые позитивные результаты макроэкономического развития страны и обеспечить дальнейший устойчивый рост экономики. В случае ухудшения ситуации на внешних рынках, Правительство и Национальный Банк примут дополнительные меры по сохранению социально-экономической стабильности в стране.

primeminister.kz

Читайте также:

МВФ: Как экономическая ситуация в России сказывается на Казахстане

Нацбанк Казахстана и Центробанк России: всё познаётся в сравнении

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.