Жертвы легализации

Большой бедой обернулась для многих горожан прошлогодняя кампания по легализации имущества. Все больше и больше карагандинцев, получивших когда-то квартиры от акимата, сегодня вынуждены выселяться. Происходит это по одной единственной причине - закрепленную за ними жилплощадь ухитрились легализовать другие люди.

Квартирная государственная акция плодит бездомных

Большой бедой обернулась для многих горожан прошлогодняя кампания по легализации имущества. Все больше и больше карагандинцев, получивших когда-то квартиры от акимата, сегодня вынуждены выселяться. Происходит это по одной единственной причине - закрепленную за ними жилплощадь ухитрились легализовать другие люди.

История карагандинки Калиман Нусеровой особенно примечательна. Волею жилищных чиновников она получила квартиру не где-нибудь, а в центре города - на проспекте Бухар жырау. Вот только радовалась своему счастью Калиман Койшимовна совсем недолго. Не прошло и полгода, как у ее жилища появились новые, "законные" хозяева. Причем сразу несколько, и один законнее другого.

- До 2002 года гражданка Нусерова проживала в общежитии по адресу: улица Лободы, 24, - рассказывает юрист Евгений Танков, представляющий интересы Калиман Койшимовны. - Потом здание закрыли на реконструкцию, людей расселили. Моя клиентка получила пустующую квартиру на улице Карбышева. Через пару месяцев там объявились старые хозяева, и Нусерову снова переселили. С тех пор ее так и бросают с одного адреса на другой. Бывало так, что за один только год ей приходилось переезжать по пять раз. А как известно, переезд немногим лучше пожара. В результате Калиман Койшимовна потеряла практически всю свою мебель - та просто не выдержала бесконечной транспортировки, здоровье - сами понимаете, сколько человеку нужно нервов, чтобы такое пережить, и работу. Без жилья и прописки на хорошее место не устроишься. Кроме того, ей пришлось расстаться с маленьким сыном - из-за постоянных переездов он даже в школу нормально не ходил, и моя клиентка была вынуждена отправить его в Шымкент к родственникам. Наконец в марте прошлого года Калиман Нусеровой предоставили квартиру по адресу: проспект Бухар жырау, дом 1/9а. Отдел жилищно-коммунального хозяйства выдал ей договор найма, в общем, все как полагается. А в начале лета в районную комиссию по легализации имущества обратилась некая гражданка. Она заявила, что хоть и не имеет необходимых документов, но проживает в этой квартире с 2003 года, и попросила узаконить ее права на недвижимость. 3 июля комиссия заявление рассмотрела и решила просьбу удовлетворить…

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ ПРИВАТИЗАЦИИ

Получив на руки решение комиссии, новоявленная владелица жилья тут же обратилась в Центр по недвижимости, получила паспорт на квартиру и отправилась в департамент юстиции, чтобы зарегистрировать право собственности. Но там ей отказали. Потому что другая гражданка на основании договора приватизации от 8 июня уже зарегистрировала право собственности на ту же самую квартиру. В которой, прошу заметить, спокойно проживала Калиман Нусерова и знать не знала о том, какая борьба разгорелась вокруг предоставленного ей жилища.

Впрочем, скоро Климан Койшимовна об этом узнала - когда сразу двое "законных" владельцев квартиры потребовали, чтобы она съехала.

А потом объявившиеся владельцы начали выяснять отношения между собой. Гражданка, легализовавшая недвижимость, подала в суд на гражданку, эту самую недвижимость приватизировавшую, и потребовала признать договор о приватизации недействительным. Представители УЖКХ, вызванные в суд в качестве соответчиков, сначала удивились - как такой казус мог произойти? Потом посмотрели свою базу данных и подтвердили - да, 8 июня отдел жилищно-коммунального хозяйства выдал договор приватизации за таким-то номером. Но выдал совсем другим людям и совсем на другую квартиру, расположенную в 11-м микрорайоне.

- Дело запахло криминалом, историей "приватизации" заинтересовалась финансовая полиция, - усмехается Евгений Танков. - И, чтобы избежать ответственности, люди, на чье имя был оформлен договор приватизации, заявили, что знать ничего не знают, по вопросу приватизации квартиры по проспекту Бухар жырау никуда не обращались, и вообще в жилье не нуждаются, так как свое имеют. Но несколько лет назад они теряли документы, вот, наверное, кто-то ими и воспользовался. В общем, суд признал договор приватизации недействительным. А теперь уже мы обратились в суд и требуем признать недействительным решение комиссии по легализации. На каком основании оно было вынесено? Пункт 1 статьи 1 Закона РК "Об амнистии в связи с легализацией имущества" гласит, что легализации подлежит имущество, не оформленное в соответствии с законодательством. Наша же ответчица данным объектом недвижимости не владела и в этой квартире не проживала. Вселилась она в нее только в июле, поменяв двери… Решение суд должен вынести на днях, и я просто уверен, что оно будет в нашу пользу.

ОДНИМ МОЖНО, ДРУГИМ НЕТ

В похожей ситуации оказалась и мать-героиня Даметкен Раимкулова. Пять лет назад ее сын нашел разбитую квартиру по улице Зелинского, с согласия акимата ее восстановил, с тех пор Даметкен Маукеновна следит за состоянием жилища и исправно оплачивает коммунальные услуги. В июле прошлого года Даметкен Раимкулова решила узаконить свои права на недвижимость, обратилась в комиссию по легализации, но получила отказ.

- Нам объяснили, что легализовать квартиру мы не имеем права. Но так как моя мама - мать-героиня, награждена подвеской "Алтын алка" и давно стоит в очереди на жилье, то может ее просто приватизировать, - говорит дочь Даметкен Маукеновны Зоя Смагулова. - Мама обрадовалась, стала собирать документы на приватизацию. А в ноябре к ней пришли какие-то люди и потребовали выселяться. Сказали, будто теперь наша квартира принадлежит им, они ее купили. Мы подумали, что это какие-то аферисты и документы у них поддельные. Но на всякий случай обратились в ЦОН и заказали справку о зарегистрированных правах на недвижимость. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что 19 октября некий гражданин легализовал квартиру! Как я недавно узнала, он работал в департаменте юстиции и был закреплен за районной комиссией по легализации в качестве консультанта. А получив на руки решение комиссии и зарегистрировав свои права на недвижимость в департаменте юстиции, этот человек тут же продал квартиру своим соседям!

В настоящий момент Даметкен Раимкулова обратилась в суд и требует признать решение комиссии по легализации недействительным. В свою очередь покупатели квартиры так же через суд требуют выселить мать-героиню.

- Мы написали жалобы в прокуратуру, акимат и в партию "Нур Отан", - говорит Зоя Смагулова. - Пока вроде бы держимся. Маму регулярно посещает участковый - проверяет, как она, не терроризирует ли кто. Но в конце концов все будет зависеть от решения суда…

* * *

Это только два отдельных случая, а сколько их всего по городу? Судя по всему, кампания по легализации недвижимого имущества может породить столько же бездомных, сколько их появилось после достославной оптимизации жилого фонда в Октябрьском районе, затеянной прошлым акимом области. Тогда власти тоже руководствовались исключительно благими намерениями. Куда это завело, помнят все. История повторяется?

05.02.2008

Сергей Терещенко, www.nv.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.