Государственная регистрация договора купли-продажи

Согласно статье 9 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» граждане и юридические лица обязаны обратиться за регистрацией договора купли-продажи недвижимости в течение 6 месяцев с момента заключения договора и не позднее. 

Как правило, договор-купли продажи заключается в присутствии нотариуса, который в сразу же удостоверяет документ и подает на его регистрацию и регистрацию прав через специальную базу в Центр по недвижимости. Но заключить договор можно и без нотариальной помощи — государство само проверит законность вашей сделки. 

О плюсах участия нотариуса в заключении сделки >>> 

Как происходит регистрация договора продажи квартиры?

Если вы не прибегали к помощи нотариуса, а сами с продавцом/покупателем составили и подписали договор, то соберите документы и идите в Центр по недвижимости по месту нахождения купленной/проданной квартиры, дома. Важно знать, что на сегодняшний день есть 2 формы регистрации (и договора, и прав на недвижимость):

  1. Личная форма — классический вариант с приемом документов в Центре недвижимости.
  2. Электронная форма — на портале egov.kz или через нотариальную базу (данные сразу идут в правовой кадастр). Этим и удобна работа с нотариусом, что не нужно самому бегать с документами.

Если вы не прибегали к помощи нотариуса, а сами с продавцом/покупателем составили и подписали договор, то соберите нижеописанные документы и идите в Центр по недвижимости по месту нахождения купленной/проданной квартиры, дома. 

Egov.kz: электронное правительство и операции с недвижимостью >>>

Перечень документов

Какие документы необходимо сдать согласно статье 21 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»:

  1. Заявление о госрегистрации.
  2. Свое удостоверение личности.
  3. Договор купли-продажи.
  4. Правоустанавливающий документ на недвижимость от продавца (предыдущего владельца) для подтверждения правомочности продажи.
  5. Квитанцию об оплате сбора за услугу.
  6. Для юрлиц — еще нужны учредительные документы.

Для юридических лиц в некоторых случаях понадобятся разрешения антимонопольного органа и ряд других документов, которые уточняются по ситуации. 

Как получить ЭЦП в Казахстане >>>

Проверка подлинности сделки

Если вы не удостоверили договор купли-продажи квартиры у нотариуса, то госорган сам проверяет подлинность всех подписей, дееспособность и правоспособность участников сделки.

Посмотрят на наличие помарок, подчисток, чтобы избежать мошенничества, а также проверят саму недвижимость — владельца, наличие совладельцев, наличие согласия супруга на сделку и т.д. Что именно будут проверять:

  1. Согласие всех совладельцев и дольщиков жилья на его продажу — понадобится письменное согласие супруга, совладельцев.
  2. Правильность всех технических и идентификационных характеристик продаваемого объекта — фактические данные и данные в техпаспорте должны совпадать.

Если все верно, то госорган дает согласие на регистрацию и делает запись в регистрационный лист. На договоре делается надпись, что произведена регистрация договора продажи недвижимости. 

При заключении сделки не забывайте о налоге с продажи квартиры

Кто пишет заявление на госрегистрацию?

Это может сделать и продавец, и покупатель, и даже сразу оба одновременно (пошлина берется при этом однократно). Если от имени продавца или покупателя действует его законный представитель — например, родитель, усыновитель, опекун, попечитель, то заявление подается именно ими.

Однако для действия от имени несовершеннолетнего или недееспособного понадобится официальное разрешение от органов опеки и попечительства. Без этого разрешения любая продажа собственности ребенка или недееспособного гражданина будет признана недействительной — государство строго защищает интересы таких правообладателей.

Что необходимо написать в заявлении:

  1. Данные о заявителе.
  2. Цель — прошу провести государственную регистрацию договора продажи.
  3. Реквизиты документа — напишите, что регистрируете договор купли-продажи квартиры.
  4. Опишите официальные данные купленной недвижимости — точный адрес, наименование, кадастровый номер.
  5. Ставится подпись и дата подписания.

Дополнительный перечень документов

Если вы пойдете регистрировать договор к нотариусу, то он сам составит вам перечень нужных документов в зависимости от специфики вашей ситуации. Если же вы решили справиться самостоятельно, то сразу до похода в Центр по недвижимости подготовьте следующие дополнительные документы. 

Документ

Ситуация

Доверенность на заключение договора

Если вы не владелец квартиры и не покупатель, но действуете от их имени или сами прибегнули к помощи доверителя

Разрешение органа опеки

Если хозяин жилья — несовершеннолетний или недееспособный человек (недееспособность признана судом)

Согласие супруга (нотариально удостоверенное)

Если продавец состоит в браке и недвижимость находится в общей совместной собственности.

В зависимости от вашей ситуации госорган может запросить и ряд других документов для проведения экспертизы законности сделки и заключения договора. Необходимо быть к этому готовым. Эксперты рекомендуют перед заключением сделки проконсультироваться с юристом.

Какую квартиру не нужно покупать: виды опасных сделок >>> 

Храните расписку

На момент подачи заявления сотрудник Центра выдаст вам расписку, где будет указано точное время, час, минута и дата поступления договора на регистрацию. В ней же запишут ФИО работника, который принял документы и перечень всех документов на регистрацию.

Эту расписку необходимо сохранить — дата подачи заявления будет датой регистрации прав при принятии положительного решения. И как плюс — в случае если госорган потеряет ваши документы, вы сможете это доказать распиской.

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.