Жильё до востребования

Стоит ли удивляться, что компании идут на прием, именуемый в экономике «каскадным сбросом», что означает снижение цен для привлечения покупателей.

Жильё до востребования

Считается, что начало зимы — традиционно «мертвый сезон» для продажи недвижимости. Однако вопреки ожиданиям, в феврале оживления рынка не произошло.

Стоит ли удивляться, что компании идут на прием, именуемый в экономике «каскадным сбросом», что означает снижение цен для привлечения покупателей. Скидки на первичном рынке недвижимости достигают порой 20 процентов («Альянсстройинвест»). Появилось предложение — 700 условных единиц за квадратный метр жилья в городе Алматы («Столичная недвижимость»). В ассортименте — скидки первым покупателям, новобрачным, молодым семьям, родившим ребенка, и всем подряд («Astana capital building project», «Ак-Ауыл» и прочие). Некоторые компании при продаже новых квартир практикуют бонусы и «подарки»: паркинг, автомобиль, чистовая отделка («Базис-А», «Доступное жилье», «Тенгиз строй»).

Но насколько эффективен этот прием в условиях падения платежеспособного спроса — вопрос риторический. «Ножницы» между возможностью и желанием по-прежнему определяют политику строительных и риэлторских компаний.

В Казахстане в прош­лом году цены на первичном рынке жилья выросли на 30,2 процента, вторичном — на 42,6 процента, указывается в сообщении Агентства РК по статистике.

Вместе с тем, как отмечается в информации, в декабре 2007 года по сравнению с предыдущим месяцем в среднем по республике жилье на первичном рынке подешевело на 0,6, вторичном — на 0,4 процента.

В частности, согласно статданным, в декаб­ре на первичном рынке цена одного квадратного метра жилья в Алматы уменьшилась на 2,4 процента, в Усть-Каменогорске — увеличилась на 0,5 процента. На вторичном рынке снижение цен в отчетном месяце зарегистрировано в Алматы — на 2, Семее — на 1,9, Талдыкоргане — на 1,3, Усть-Каменогорске — на 1,1 процента, а в Кызылорде — повышение на 3 процента.

В остальных городах изменений цен на рынке жилья не наблюдалось.

Однако на положение влияет и фактор востребованности квадратных метров. Именно поэтому большинство строительных компаний расценивает ситуацию как «временное явление». Выиграют те, кто переждет. Покупать квартиры все равно не перестанут, так зачем волноваться? В пользу грядущего повышения спроса говорят следующие цифры: в столице более 20 тысяч человек живут в ветхих и аварийных домах; около 8 тысяч граждан числятся очередниками на улучшение жилищных условий; более 26 тысяч работников бюджетной сферы нуждаются в доступном жилье.

Как говорит официальная статистика, по состоя­нию на начало 2007 года в среднем на одного жителя Астаны приходится 14 квад­ратных метров жилищного фонда. На первый взгляд, это почти целая комната. Но пример северных соседей, а уж тем более дальнего зарубежья свидетельствует о том, что для нормальной жизни этого критически мало.

Так, на одного москвича в среднем приходится 21 квадратный метр жилья. В Париже этот показатель составляет 29 квадратных метров, в Берлине — 32 квадратных метра. Многие другие города Европы имеют аналогичные показатели обеспеченности населения жильем.

Учитывая рост рождаемости в нашей стране и меры нашего Правительства по решению демографической проблемы, бизнесу не остается ничего другого, как строить и достраивать.

Теперь что касается «временных трудностей». Есть мнение, что кризис благотворно повлияет на экономику в целом и на экономику строительной отрасли в частности.

— Я считаю, что ничего сверхъестественного на строительном рынке не происходит, — считает ведущий маркетолог АО «Астана-Нед­вижи­мость» Абай Айткожин. — В столице в последние годы наблюдался строительный бум. Рынок был раздут благодаря тому, что в надежде на хорошую прибыль строить стали, извините, все, кому не лень. Без опыта, без знания бизнес-процессов и особенностей производства, без финансов, без видения перспектив.

По мнению маркетолога, спад продаж, который распространился на все без исключения объекты недвижимости, возымеет такое же очищающее действие, как религиозный пост. Многие компании пересмот­рели свои бюджеты и подходы к затратам, тщательно проанализировали эффективность работы, продумали свое место на рынке в ближайшем будущем. Слабые, нежизнеспособные компании умрут или будут поглощены выжившими. Но останутся те, кто имеет стабильное положение, опыт работы и сложившийся брэнд.

В то же время необходимо учитывать психологический аспект. Еще какое-то время люди будут присматриваться, ждать. Такова людская природа. Согласно данным психологов, период оценки товара (в частности недвижимости) может длиться до полугода. Иными словами, потребитель только к апрелю победит свои сомнения. К этому времени уже может создаться определенный дефицит недвижимости. Заметного скачка цен, возможно, не будет. Скорее, продолжится плавное повышение.

По сравнению со столицами других государств (в таблице приведеныданные на январь 2007 года), цены на недвижимость в Астане, пожалуй, самые доступные.

В то же время, заметно высокая цена держится на строительные материалы. Не стоит забывать, что благодаря развитию строи­тельной отрасли встали на ноги многие предприятия. Казахстанские заводы по производству цемента активизировали свои мощности, что дало толчок развитию цементной промышленности, а в ряде регионов открываются новые. Так, в соседнем Узбекистане Кантский завод цемента и шифера активно работает на нужды строительного спроса в Казахстане.

Тысячи предприятий занимаются оказанием услуг в сфере ремонта, продаж стройматериалов, развитием дизайнерских и иных услуг. Одним словом, в строительстве задействована целая экономика, способная не только конкурировать с промышленностью и нефтегазовой от­раслью, но со временем и вовсе занять существенную долю национального дохода. Поэтому и волноваться за будущее строительного рынка не приходится. Прорвемся?

19.02.2008

АЛИ САЛБИЕВ, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.