«Базис-А»: новые высоты строительного андеграунда

Не разбив скорлупы, яичницу не поджаришь. Не вырыв котлован, здание не построишь. Хотя с эстетической точки зрения сами по себе котлован, голый фундамент или строительные леса, безусловно, картина не самая изысканная: грохот, пыль, строительный мусор, огороженная территория, неудобства проезда, трещины в асфальте... Вся же значимость и основательность каждой строительной конструкции и каждого этапа строительства оценивается лишь в комплексе: по прочности, сейсмостойкости, красоте, функциональности законченного сооружения. Алматинцы к стройкам привычны, но критика, вопросы, споры и даже недовольство — в тех или иных масштабах — на всех этапах строительства неизбежны.

Не разбив скорлупы, яичницу не поджаришь. Не вырыв котлован, здание не построишь. Хотя с эстетической точки зрения сами по себе котлован, голый фундамент или строительные леса, безусловно, картина не самая изысканная: грохот, пыль, строительный мусор, огороженная территория, неудобства проезда, трещины в асфальте... Вся же значимость и основательность каждой строительной конструкции и каждого этапа строительства оценивается лишь в комплексе: по прочности, сейсмостойкости, красоте, функциональности законченного сооружения. Алматинцы к стройкам привычны, но критика, вопросы, споры и даже недовольство — в тех или иных масштабах — на всех этапах строительства неизбежны. Даже несмотря на предусмотрительно выставленные таблички строителей, приносящих извинения за причиняемые неудобства.

Имя сердца — «Алмалы»

Как правило, наибольший интерес вызывают работы, проводящиеся в местах исторических и общественно значимых. И это закономерно, что сейчас под пристальным и пристрастным вниманием алматинцев любимая площадь Республики, которая не только — сердце города, но и культурный, исторический центр, с которым у многих горожан связаны и самые важные даты жизни города и страны, и свои личные истории. Впрочем, активное строительство на фоне многих замороженных строек факт уже сам по себе позитивный. Всего через пару лет — в 2010 году, — обещают акимат и строительная корпорация «Базис-А», площадь Республики преобразится, став в полной мере уникальным и самым современным в регионе центром притяжения тысяч горожан и гостей. Центром, имя которому — «Алмалы».

— Мы прекрасно осознаем, насколько важна для города центральная площадь и почему так важно сохранить ее дух, ее магию, ее притяжение, — говорит Александр Белович, председатель совета директоров корпорации «Базис-А», которая предложила городскому акимату эту идею, разработала проект и реализует его. — Поэтому, начиная с 2006 года, большая группа казахстанских и иностранных архитекторов, строителей, инженеров, проектировщиков, сейсмологов, ученых разрабатывали не только строительную концепцию, технико-экономические обоснования комплекса и площади в целом, но и социально-культурную, духовную философию. Мы очень бережно относимся к наследию города, к истории страны, поэтому большая площадь в «Алмалы» будет отведена Музею Независимости Казахстана. Это принципиально важно, поскольку площадь Республики навсегда останется для казахстанцев символом Свободы и Независимости.

Вместе с «Базисом» и компаниями, входящими в эту корпорацию, над проектом работают канадская проектная компания «Zeidler Partnership Architecs», которая известна своими самыми нестандартными и высокотехнологичными зданиями по всему миру, архитектурное бюро «Атриум» во главе с заслуженным архитектором Казахстана Олегом Балыкбаевым.

Высотка стартует... вглубь

— Алматы становится признанным культурным, туристским центром. Значит, город должен быть для горожан удобным и современным, а для гостей — запоминающимся, непохожим ни на один другой, — продолжает А. Белович. — Каждый город ищет свою изюминку, свою архитектурную неповторимость, сохраняя лучшее из прошлого и стараясь создать что-то самое уникальное, выдающееся, неповторимое, привлекательное. Думаю, «Алмалы» вскоре станет одним из таких центров притяжения, необычным комплексом, аналогичного которому нет ни в Казахстане, ни в Центральной Азии. И одним из крупнейших в мире!

В подземном комплексе на трех уровнях расположатся молодежный центр, книжные магазины, четыре кинотеатра. А также: детский парк развлечений, супермаркеты, кафе и рестораны, фудкорт и магазины, отделения банков и салоны красоты, туристические агентства и огромный трехуровневый паркинг на 1 000 автомашин. Общая же площадь помещений «Алмалы» составит 120 000 квадратных метров. А сам комплекс займет территорию в пять с половиной гектаров. Уникальность проекта не только в огромной площади, превышающей, к примеру, знаменитый московский «Охотный ряд» вдвое, многофункциональности комплекса, но и в самом месте расположения. «Алмалы», украсив площадь Республики уникальными полусферическими атриумами, «стартует» вглубь на 20 метров. Все пять уровней центра — подземные. Причем один из них — технический, где расположатся коммуникации и инженерные сети.

О высотках говорят: возводят. Возводят до небес. А когда этажи уходят вниз? Можно сказать: устремились к центру Земли? Похоже, филологам придется изобретать новое слово, чтобы как-то обозначить современную мировую тенденцию развивать многофункциональное и высокотехнологичное городское подземелье. И хотя слово не нашли, но для городов, исчерпавших лимит роста вширь и ввысь, такое градостроительное решение — выход. Причем подземка уже избавила человечество от связанных «с углублением» фобий: в сотнях городов — метро, под Ла-Маншем курсирует «Евростар», и десятки развлекательных подземных комплексов в крупнейших городах планеты принимают миллионы людей. Так андеграунд — подполье, подземелье — возвращает на практике свой прямой смысл.

Четырехкратный запас прочности

Все эти преимущества несет выход на новый уровень комфорта, логистики, дизайна. При неукоснительном соблюдении, конечно, всех требований безопасности.

— Безусловно, вопрос безопасности здания для нас главный. Мы задали «Алмалы» прочность, кратно превышающую стандарты наземного строительства в сейсмоопасной зоне, — подчеркивает А. Белович. — Каркас здания спроектирован с учетом сейсмической нагрузки и нагрузки от веса самого здания.

Конструкция способна удержать достаточно большую толщу грунта и строительных материалов, предназначенных для благоустройства, вес от движения автотранспорта и другой тяжелой техники. Учитывая то, что объект находится под землей, большое внимание уделено пожарной безопасности, подаче свежего воздуха, вытяжным системам, кондиционированию, электрическим сетям. Предусмотрена и автономная работа всех систем жизнеобеспечения.

Это дорогой проект — инвестиции составили 24 миллиарда тенге. Он финансируется как «Базисом», так и еще почти 30 частными инвесторами.

— Стоимость проекта отражает наш подход: использовать все только лучшее, самое современное и надежное: конструкторские решения, технологии, материалы, — продолжает Александр Якубович. — Мы изначально уделяли огромное внимание надежности как самого комплекса, так и систем его жизнеобеспечения. Проект прошел все экспертизы и стадии утверждения в Госэкспертизе и МЧС, получил пожарную экспертизу. Так, по разработанным КазНИИССА техническим условиям на проектирование объекта, требования превышают заложенные в СНиП РК более чем в четыре раза. То есть «Алмалы» четырехкратно безопаснее самого безопасного здания в Алматы!

Пусть всегда будет солнце!

Прочность, надежность и сейсмостойкость: более ничто не роднит «Алмалы» с бункерами времен холодной войны. Это солнечный проект, поскольку дневной свет южного города будет пронизывать комплекс через купола-атриумы практически насквозь, а ночью, напротив, сам комплекс будет освещать площадь.

Можно сказать, что «Алмалы» возвращает солнце и самой городской площади. Сегодня она превращена в стихийную автостоянку (строители не поленились посчитать — одновременно здесь паркуется более 350 машин). Что объяснимо: в обрамляющих площадь зданиях расположились многочисленные офисы, количество которых, наверное, счету не поддается. Подсчитано, что ежедневно пешком и на машинах площадь пересекают более ста тысяч человек. Но гулять сегодня по ней мало кому заблагорассудится, пешему ее трудно пересечь. Даже на пешеходных переходах непрерывным потоком идет автотранспорт, а светофоры, видимо, скорость шага не учитывают. Хотя логика всех центральных площадей — и столиц мира, и малых городов — в приоритете пешего, а чаще и прогуливающегося человека.

— Логистика проекта решает и эту задачу, — поясняет А. Белович. — Трехуровневый паркинг на 1 000 автомашин уйдет под землю. Заезды в него будут с улиц Фурманова и Желтоксан. А транспортная развязка — комбинированная, наземно-подземная, упорядочит движение, отдав большую часть площади пешеходам.

Новое транспортное решение будет способствовать развитию этого района города, как современного делового центра. Да и сам центр после ввода в эксплуатацию даст городу дополнительно около 2 000 новых рабочих мест, принося казне более 3,5 миллиарда тенге ежегодных налоговых поступлений. Только на этапе строительства налоговые отчисления достигнут трех миллиардов тенге.

Изменится и облик самой площади. Здесь будут разбиты клумбы, аллеи и скверы, забьют фонтаны. А ныне унылые фасады близлежащих зданий будут облагорожены и вместе с комплексом составят единый ансамбль.

От котлована до купола всего один этап

Что же касается самого строительства, то оно идет в соответствии с графиком. Первый этап строительства приближается к завершению. Поэтому поводом для встречи участников проекта с журналистами стал переход строительства на второй этап.

— На первом этапе были выполнены земляные работы, проведено укрепление стенок котлована. В середине марта начинаются работы по возведению железобетонного каркаса первой половины здания, которые мы планируем завершить в начале 2009 года, — рассказывает А. Белович. — Кровля будет засыпана сверху несжимаемым грунтом и выложена облагороженной гранитной плиткой. Будет восстановлена и проезжая часть. Это позволит перераспределить поток машин, и в нижней части площади начать строительство второй части комплекса. Хочу обратить внимание на то, что, понимая, сколь перегружен город автотранспортом, мы не стали полностью перекрывать площадь для проезда. Хотя это было бы строителям и удобнее, и быстрее (сроки строительства объекта сократились бы на восемь-десять месяцев), и дешевле процентов на двадцать. Но мы решили, что стройка не должна мешать обычному городскому ритму. На третьем этапе — начало 2010 года — мы завершим благоустройство площади и прилегающей территории. Это высокие темпы стройки, в сравнении со строительством подобных комплексов в мире. К примеру, строительство «Охотного ряда» в Москве, несмотря на то что он по размеру вдвое меньше «Алмалы», заняло четыре года.

Век строй, век учись

В общем-то, алматинцы к стройкам, в том числе и к грандиозным, привычны, и, можно сказать, терпимы. Но порой соседство со стройплощадкой в оживленном городе рождает тревоги и беспокойство. Дело не только в производственном шуме. На сей раз обеспокоенность вызвала трещина, раскроившая асфальт от котлована до проезжей части. По этому поводу комментарии компания уже давала. И сама трещина, вызвавшая тревогу, уже строителями заделана. Или затампонирована, — выражаясь строительным языком.

Но обратиться к этому вопросу все-таки стоит. И не только в связи со строительством «Алмалы». Копнув городской грунт, строители наткнулись не на естественные породы, а на насыпной грунт. Искусственная насыпь в иных местах доходила до семи метров. Казалось бы, в чем проблема? Сегодня такие страны, как Сингапур, Япония целые городские кварталы строят на насыпных грунтах. Так-то это так. Да только все упирается в применяемые технологии. И если насыпной грунт не обрел достаточной устойчивости, то можно понять, почему асфальт в Алматы столь непрочен. Дело ведь не только в резко континентальном климате и частых сменах замораживания и оттепелей. Здесь почти по Райкину — «внутри средневекового рыцаря опилки». Попробуйте насыпать горку песка и положить сверху, к примеру, открытку. Прокатите детскую машинку. Что станет с непрочной горкой?

Как возникла трещина в асфальте? На вопрос, почему это случилось, ответ вполне ясный дает третий закон физики: сила действия равна силе противодействия. Когда ведутся укрепительные работы котлована, сопротивление, напряжение грунта неизбежно. Но коэффициент сопротивления материала оказался иным, поскольку насыпные грунты весьма подвижны. Поэтому и трещины только поверхностные. Они не затрагивают основной грунт, и не представляют угрозы ни жилым домам, ни строящемуся комплексу. Наверное, если бы строители полностью перекрыли площадь и сняли асфальт вместе с насыпными грунтами, то подобных грунтовых подвижек (а значит, и проблемы) не было бы.

Сейчас проблема устранена. Но если и образуются новые трещины, поверхностные — на насыпном грунте — опасности они не представят, считают специалисты. Куда важнее, что строители извлекли из ситуации урок. Поэтому, говорит А. Белович, после начала третьей очереди строительства существующий асфальт и все, что находится под ним, включая слабые насыпные грунты, заменит мощный железобетонный каркас здания. Жесткий каркас в подземном пространстве придаст дополнительную надежность зданиям и сооружениям. В том числе и находящимся в непосредственной близости от комплекса. Так что строительство «Алмалы» помимо градостроительных задач выполнит и задачу «градоукрепительную».

...Правда, теперь и у меня, как и у большинства горожан, возникает вполне закономерный вопрос, а что еще кроме центральной площади Алматы, расположилось на грунтах «советской насыпки»? Но это вопрос уже не к «Базису».

06.03.2008

Алевтина ДОНСКИХ,www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.