Премьер обещал оправдать доверие

Чиновники и предприниматели искали точки пересечения, решая, как работать с пользой для страны. АСТАНА – Свое внимание малому и среднему бизнесу решил уделить глава правительства. Почти три часа предприниматели рассказывали ему о своих проблемах. Их пламенные речи перемежались выступлениями чиновников, также говоривших о проблемах частного сектора. Главным результатом встречи, судя по особо бурным аплодисментам, стала фраза Карима МАСИМОВА: «Я лично буду контролировать этот вопрос».

Чиновники и предприниматели искали точки пересечения, решая, как работать с пользой для страны.

АСТАНА – Свое внимание малому и среднему бизнесу решил уделить глава правительства. Почти три часа предприниматели рассказывали ему о своих проблемах. Их пламенные речи перемежались выступлениями чиновников, также говоривших о проблемах частного сектора. Главным результатом встречи, судя по особо бурным аплодисментам, стала фраза Карима МАСИМОВА: «Я лично буду контролировать этот вопрос».

В выступлениях официальных лиц особое место было отведено вопросу государственного участия в предпринимательстве – через непрофильные активы компаний с госдолей. Министр индустрии и торговли Владимир Школьник напомнил, что в октябре 2007 года была создана Комиссия по аутсорсингу нестратегических непрофильных активов и видов деятельности акционерных обществ, созданных с участием государства, госпредприятий и передаче их в конкурентную среду. По его словам, в результате проведенной работы был определен перечень предприятий и организаций, который был затем направлен в правительство.

Власть в бизнесе

Однако председатель недавно созданного Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев считает, что никаких положительных результатов в работе по передаче непрофильных активов в конкурентную среду нет. Госпредприятия и организации вместо того, чтобы отдавать их в бизнес, наоборот, увеличивают количество непрофильных компаний, и передают их своим аффилированным структурам.

– У многих крупных акционерных обществ с госучастием существуют свои компании, которые оказывают им сопутствующие услуги и являются традиционными победителями проводимых конкурсов по госзакупкам, – заявил Есенбаев. – Эта традиция приводит к тому, что бизнес вынужден уходить с данных рынков, понимая всю бесполезность участия в срежессированных конкурсах. Так, национальная компания «Казахстан темiр жолы», как доминант, закупает практически весь объем услуг по локомотивной тяге у АО «Локомотив», тем самым ограничивая доступ на данный рынок другим потребителям.

Национальный железнодорожный перевозчик – не единственная компания, пользующаяся своим доминирующим положением на рынке. По словам Есенбаева, подобным подходом отличаются и «Казахтелеком», и ветеринарные организации, и многие другие. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, агентство намерено в первом полугодии текущего года провести анализ «на предмет определения непрофильных активов и функций государственных предприятий и организаций, которые возможно передать в конкурентный рынок и тем самым дать новый импульс развитию конкурентной среды».

Также до конца этого года «планируется организовать передачу непрофильных активов и функций в первую очередь от нацкомпаний и госхолдингов малому и среднему бизнесу». Одновременно в разрабатываемом агентством новом законе «О конкуренции» будет предусмотрен «исчерпывающий перечень сфер и функций, где целесообразно коммерческое участие государства».

Кредит не повредит?

Владимир Школьник, выступая перед участниками совещания, подчеркнул важность развития системы микрокредитования. По состоянию на1 января 2008 года, в республике зарегистрировано около тысячи микрокредитных организаций (МКО), из них активно действуют 44%. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года количество зарегистрированных МКО увеличилось в 1,5 раза. Однако их все равно не хватает: по данным экспертов ООН, потребность микрокредитования в Казахстане превышает $800 млн, тогда как из бюджета было выделено лишь $80 млн. По мнению министра, необходимо продолжить Программу развития микрокредитных организаций на период 2008 – 2010 годы через имеющиеся институты развития.

При этом особое внимание, по его словам, необходимо уделить развитию микрокредитования в сельской местности. Одновременно нужно решить проблемы законодательного совершенствования развития микрофинансовых организаций. Глава МИТ пояснил, что уже разработана концепция законопроекта, основными целями которого являются внедрение международных стандартов, привлечение инвестиций, упрощение капитализации и возможностей небанковских операций.

В свою очередь, глава АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Госман Амрин заметил, что из выделяемых государством средств на поддержку малого и среднего бизнеса больше половины уходит в сферу торговли. И в меньшей степени финансируются те сектора, которые реально участвуют в диверсификации экономики страны. Глава фонда считает, что «необходимо принять меры по снижению стоимости денег для малого и среднего бизнеса» и перейти «на ограничение по кредитной ставке для конечного заемщика».

– Мы считаем, что маржа банков порядка 5% – это достаточно для того, чтобы покрыть операционные расходы и риски, а также получить определенный доход, – пояснил Госман АМРИН.

Контрольные проблемы

Представители бизнеса отмечали совсем другие стороны своей деятельности. Принципиальный вопрос – так называемые «проверочные работы», которые различные госструктуры регулярно устраивают предпринимателям. Так, в национальной экономической палате «Союз «Атамекен» провели ревизию отечественного законодательства и ужаснулись: 7 кодексов, 59 законов и более 60 постановлений и приказов, противоречащих друг другу и содержащих странные нормы.

Глава «Атамекена» Азат Перуашев привел такой пример: санэпиднадзор может проводить проверки без особых на то оснований в «мирное время», но в случае чрезвычайной ситуации эти же проверки должны регистрироваться в прокуратуре. А в «пособиях» для сотрудников Налогового комитета вообще содержится прямое указание на виновность предпринимателя «авансом»: по завершении проверки выносится уведомление о начисленной сумме пени. В принципе, невзирая на результаты проверки. Логика законодателя в данном случае остается загадкой.

Судя по времени, которое проверяющие органы тратят на «контрольные походы», другой задачи, кроме как «пасти» бизнес, у них нет. По данным Перуашева, в прошлом году налоговые инспекторы провели 212 из 250 рабочих дней на Шымкентском пивзаводе. В этой связи он предложил использовать объявленный президентом мораторий на проверки «для гармонизации всех законодательных актов по проведению проверок предприятий в соответствии с законом о частном предпринимательстве».

Все бизнесмены говорили об одном и том же списке проблем во всех сферах: огромное количество административных барьеров, много «бумажной» работы – слишком велик список необходимых госструктурам бумаг, да еще и в нескольких экземплярах, устрашающее рвение проверяющих структур, которых, как выясняется, бесчисленное множество, ну и, конечно же, налоги.

…Премьер-министр, подытожив обсуждение, поручил создать постоянно действующую рабочую группу, которая будет заниматься вопросами поддержки и развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в законодательной сфере. «Мы постараемся оправдать ваше доверие, – пообещал Масимов. – Все системные вопросы, которые сегодня обсуждаются, найдут обязательно свое решение, а частные вопросы – не обещаю».

07.03.2008

Ирина Сергеева, www.respublika.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.