Вторая жизнь вторичного жилья

Власть предложила выход из ситуации с дефицитом жилья: продлить жизнь существующих домов.

Власть предложила выход из ситуации с дефицитом жилья: продлить жизнь существующих домов.

Для этого правительство окончательно оформило свое желание прекратить всякую поддержку жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), оставив за собой лишь роль регулятора. Идеалом для реформаторов выступает Германия, где кондоминиум и его управляющий ведут хозяйство каждого дома. Для Казахстана же такой порядок пока недостижим, считают эксперты. И дело не только в недисциплинированности казахстанцев.

«Результатом реализации озвученных правительством предложений реформирования ЖКХ может стать социальный взрыв, - отметил в интервью «&» вице-президент Национальной ассоциации риэлторов РК Олег Алферов. - Министр индустрии и торговли г-н Оразбаков говорит, что у нас уже сформировался средний класс и казахстанцы в состоянии оплачивать содержание своих домов. Однако в действительности все обстоит иначе».

«Это антигуманно, - также считает экономист Канат Берентаев.- Тем самым социальному расслоению общества мы придаем и территориальный признак. «Новые» пенсионеры, а это основная часть малообеспеченных, владеющие жильем в более или менее престижных районах городов, будут вынуждены выезжать за пределы центра в трущобы». С учетом введения Министерством экономики и бюджетного планирования новых ставок налога на элитное жилье можно говорить, что правительство вводит в действие механизм вытеснения неимущих из престижных районов.

Согласно предложениям министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова Жилищный кодекс РК предполагается сделать более четким в части определения прав и структуры собственности владельцев жилья в многоквартирных домах. Так, министр предлагает четко определить владельцев жилья совладельцами объектов кондоминиума: придомовой и дворовой территории, подъездов, лестничных площадок, лифтов, подвальных и чердачных помещений. Одновременно документ обязывает кооперативы собственников квартир (КСК) проводить исковую работу по отношению к неплательщикам, а с другой стороны, применять административные меры к неисполнительным КСК и собственникам квартир-неплательщиков. «При этом, в случае неисполнения последними своих обязательств по содержанию общедомовой собственности и уплате штрафов, предлагаем включить механизм взыскания через суд, в соответствии с которым налагается арест на имущество и его последующую реализацию вплоть до изъятия самой квартиры», - сказал министр, выступая на совещании правительства.

По его данным, большинство многоквартирных домов республики эксплуатируется с нарушением установленных требований, а своевременный капитальный ремонт не производится. Это, по мнению министра, связано с правовой неопределенностью общедомовой собственности. Официальное закрепление права собственности граждан на долю в общем имуществе объекта кондоминиума решит проблему отсутствия у собственников квартир юридически закрепленной ответственности за общее имущество, проблему отказа от обязательств по его содержанию, снизит уровень иждивенческих настроений, считает г-н Оразбаков. Предлагаемые меры продлят сроки эксплуатации жилья, считает министр, что благоприятно скажется на жилищной проблеме в РК. По его данным, объем аварийного жилья снизился с 3,6 млн кв. м в 2006 году до 2,7 млн кв. м в нынешнем. Общая площадь жилых домов в республике по состоянию на 1 сентября этого года составляет 257 млн. кв. м.

Подобную реформу ЖКХ следует начать с определения способности среднего казахстанца оплачивать содержание своего дома, считает г-н Алферов. «Г-н Оразбаков приводил в качестве образца страны Европы. Будем последовательны и сравним уровень доходов населения и социального обеспечения в Европе и Казахстане. Выводы окажутся не в нашу пользу. Также важно учесть огромный разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения», - сказал риэлтор.

«В условиях Казахстана потратить, скажем, 100 тыс. тенге на капитальный ремонт жилого дома может позволить себе не более 20% населения. Остальным, допустим, бюджетникам или молодым семьям, эти деньги, эти суммы неподъемны: чтобы их собрать, им придется два месяца ничего не есть, - сказал в интервью «&» г-н Берентаев. - Это нереально. Поэтому такое предложение антигуманно».

По мнению экономиста, лучшим решением проблемы было бы не перекладывание ответственности на жильцов, а, напротив, субсидирование этих расходов государством. Это позволит высвободить деньги, необходимые для развития экономики, прежде всего, малых и средних предприятий, которые потребляет население. В таком стимулировании развития экономики и состоит одна из функций государства.

Ссылка на источник: www.and.kz

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 2 октября 2007   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.