Электроэнергетический национализм

За последние несколько лет потенциальная угроза энергодефицита стала принимать для Казахстана отчетливые формы. В связи с этим государство активно принялось штурмовать командные высоты в этом стратегически важном для страны секторе экономики, возвращая утраченные позиции.

За последние несколько лет потенциальная угроза энергодефицита стала принимать для Казахстана отчетливые формы. В связи с этим государство активно принялось штурмовать командные высоты в этом стратегически важном для страны секторе экономики, возвращая утраченные позиции.

Расстановка сил

В эпоху Советского Союза Казахстан работал в единой союзной энергосистеме - юг Казах­стана питали узбекские и киргизские энергетики, мощный энергокомплекс севера и востока Казах­стана поставлял свои мегаватты в южные регионы России, в свою очередь западные регионы работали на электроэнергии, производимой северным соседом. Такая картина сохраняется и по сей день, что ставит под вопрос энергетическую безопасность страны. Дисбаланс между экспортируемой и импортируемой электроэнергией прослеживается в статистике: из России, Кыргызстана и Узбекистана в общей сложности импортируется 697 мегаватт, тогда как наш экспорт в Россию составляет 700 мегаватт. То есть, при существовании развитой системы транспортировки внутренние мощности могли бы полностью снять зависимость страны от внешнего фактора. Однако как показывает нынешняя ситуация, в скором времени и внутренние резервы не смогут удовлетворить растущее потребление электроэнергии, даже если дисбаланс между экспортом и импортом электроэнергии будет преодолен.

Уже ни для кого не секрет, что сегодня в нашей стране складывается напряженный баланс между выработкой и потреблением электроэнергии, пиковый период которого приходится на осенне-зимний период. На проблемы дефицита обратил внимание и Президент в своем недавнем Послании, отметив, что электроэнергетика и система транспортировки «сегодня явно «не поспевают» за развитием экономики». Мало того, Глава государства призвал казахстанцев к энергосбережению, а развитие электроэнергетики и системы транспортировки были обозначены им как второе приоритетное направление развития страны в этом году (если обратиться к прош­логоднему Посланию, то из десяти главных задач того года развитию и управлению электроэнергетическими ресурсами уделено пятое место).

А задуматься, действительно, есть над чем. По прогнозам на 2010 год, объем потребления электроэнергии должен быть в пределах 60,5–70,2 миллиарда киловатт-часов. Однако уже в 2006 году этот показатель составил 72 миллиарда киловатт-часов. А по оценкам экспертов при ежегодном росте ВВП на 8-9 процентов, рост потребления электроэнергии к 2009 году может составить 8 миллиардов киловатт-часов. Свою лепту вносит и проблема изношенности сетей - в 2007 году депутатская группа «Аймак» озвучила такие цифры- электросети, станции по производству электроэнергии в городах изношены на 60-80 процентов. Если в качестве примера брать Караганду, то расчеты депутатов верны - как сетует местный монополист «Караганда Жарык», изношенность электросетей составляет 65-70 процентов.

Дисбаланс между производимой и потребляемой электроэнергией может еще более усилить зависимость Казахстана от внешних рынков.

Уже в этом году власти намереваются снизить энергозависимость густозаселенного юга и неф­тяного запада путем завершения строительства сразу двух линий электропередач – «Северный Ка­захстан—Актюбинская область», «Север—Юг». В планах также начало строительства атомной электростанции в Актау и продолжение строительства Мойнакской ГРЭС в Алматинской области. Проблему увеличения существую­щих мощностей планируется решить посредством строительст­ва электрогенерирующих объектов в Балхаше и Караганде, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2.Но все эти структурные изменения не имели бы смысла без главного - расширения участия государства в секторе производства электроэнергии.

Процесс пошел

Кампания по возвращению элект­ро­генерирующих активов стра­ны в лоно госсобственнос­ти началась весной прошлого года с самого «лакомого кусочка» — Экибастузского топливно-энергетического комп­лекса (ЭТЭК), и первой победой в этом можно считать расторжение в конце 2007 года договора по управлению экибастузской ГРЭС-2 с американской компанией Access Industries. Напомним, что в 1998 году 50 процентов данного комплекса были переданы России в счет погашения долга Казахстана и в 2006 году оставшийся у государства пакет акций был передан на 10 лет в доверительное управление компании Access Industries.

Доля Экибастузской ГРЭС-2 в общем объеме вырабатываемой электроэнергии в Казахстане составляет по разным оценкам от 8 до 12 процентов. Самое главное, что это приобретение позволило наконец-то снять сомнения касательно состоятельности реализуемых ныне проектов «Север—Юг», «Се­вер—Актюбинская область», ве­дь без увеличения мощностей се­вера эти линии были бы малоэф­фективными. Как результат, оттягивавшееся начало строительстватретьего энергоблока ГРЭС-2 намечено уже на этот год.

С наступлением 2008 года «экспансия» государства в ЭТЭК усилилась. В феврале глава правительства Карим Масимов дал задание госхолдингу «Самрук» выкупить у компании «Казахмыс» акции Экибастузской ГРЭС-1.

Комплексный подход

Одновременно с «собиранием» энергогенерирующих активов, государство в лице холдинга «Самрук» открыло второй «фронт» - сырьевую базу. Этому есть довольно простое объяснение - на угле работают 70 процентов теплоэнергостанций страны, и, как заявил недавно министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, к 2015 году для обеспечения электростанций Казахстана потребуется 25 миллионов тонн угля.

Плацдарм для наступления в данном направлении у государства довольно основательный. Во-первых, это прошлогодние поправки в Закон «О недрах и недропользовании», наделяющие государство правом пересматривать и даже разрывать во внесудебном порядке любые контракты (независимо от того, когда они были заключены) с компаниями, ведущими разработку полезных ископаемых. И, во-вторых, так называемое «право первой ночи» - после проведенных в 2005 году поправок в тот же самый Закон «О недрах и недропользовании» государство получило приоритетное право на выкуп долей участия в проектах по добыче полезных ископаемых. О решительных намерениях государства говорит и то, что в прошлом месяце было заявлено о планах создания в структуре госхолдинга «Самрук» горнорудной компании.

В декабре прошлого года холдинг «Самрук» приобрел 50 процентов активов разрезов «Бога­тырь» и «Северный» и совместно с компанией «Русал» на паритетных основах создал совместное предприятие (СП) по разработке этих двух месторождений. Благодаря этому ходу государство получило доступ к двум крупнейшим месторождениям угля, суммарные промышленные запасы которых, по оценкам экспертов, превышают 4,5 миллиарда тонн угля, а добыча угля — около 42 миллионов тонн в год (примерно 45 процентов от общего объема, добываемого в Казахстане).

Из всех «трех китов» ЭТЭКа рука государства формально пока не дотянулась только до Аксуской ГРЭС и разреза «Восточный», контролируемых ENRC. Оговорка «формально» не случайна. Со­глас­но информации журнала «Эксперт-Казахстан», который в свою очередь ссылается на компанию ENRC, после проведенного в конце прошлого года размещения акций на Лондонской фондовой бирже структура акционеров ENRC выглядит следующим образом: Машкевич, Ибрагимов и Шодиев имеют каждый по 15 процентов акций, Правительство - 20, «Казахмыс» - 15, новые инвесторы владеют 20 процентами.

Свой пакет акций ENRC «Ка­захмыс» приобрел в сентябре прошлого года. Анализируя причины той сделки аналитики, отмечали, что с одной стороны слияние ENRC и «Казахмыса» может привести к созданию крупнейшей горнодобывающей компании, но с другой стороны этот вариант признавался маловероятным. Как отмечает «Эксперт-Казахстан», «в деловых кругах говорят, что владельцы ENRC опасаются потерять контроль над компанией, если «Казахмыс» продолжит скупку бумаг холдинга». Опять-таки аналитики не исключали вариант, что скупая акции ENRC медный гигант действовал в интересах государства. Так или иначе, на сегодняшний день государство со своим 20-процентным пакетом акций ENRC имеет доступ к горнорудным и электрогенерирующим активам этой корпорации. Но потенциально у государства «на случай чего» есть возможность увеличить свое влияние - опять-таки поручить холдингу «Самрук» начать переговоры с «Казахмысом» по приобретению 15 процентного пакета акций ENRC.

Продолжение следует ...

Таким образом, существующие проблемы в электроэнергетике страны заставили государство серьезно взяться за «работу над ошибками». И если до недавнего времени национализация рассматривалась только в контексте нефтегазового сектора, то сейчас можно говорить, что бархатная реприватизация докатилась и до электроэнергетики. Тот настрой, который сегодня исходит от государства в решимости распространить свое присутствие и влияние в электроэнергетике, свидетельствует, что Экибастуз будет не последней высотой, взятой государством.

Ссылка на источник: www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 11 марта 2008   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.