Справиться с дефицитом топлива в Казахстане удастся лишь к концу октября

Казахстан продолжает одолевать топливная лихорадка! Уже третью неделю автолюбители вынуждены часами колесить от заправки к заправке в поисках бензина.

На АЗС сразу четырёх городов – Рудного, Костаная, Уральска и Алматы – самое популярное горючее марки АИ-92 отпускают либо по талонам, либо его вообще нет в наличии. Похожая ситуация и с дизельным топливом. Владельцы автозаправок называют разные причины: от проблем с логистикой до резкого скачка цен на оптовом рынке. При этом вновь созданное Министерство энергетики, которое теперь и отвечает за горючие материалы, не скрывает, что справиться с дефицитом им удастся лишь к концу октября. Об этом сообщает телеканал КТК.

Север страны лихорадит третью неделю. Пустые заправки и длинные очереди на АЗС в  Рудном и Костанае – уже дело привычное. 92-го бензина здесь либо нет вообще, либо отпускают только по талонам. Чтобы не заглохнуть, автолюбители запасаются драгоценным топливом впрок.

– Вообще мы ездить не можем, у нас машины останавливаются. Нигде не продают, только по талонам.

– Ажиотаж большой, люди талоны скупают. Может, заправки удерживают бензин?

Похожая ситуация и на западе республики. Здесь очереди на заправках, которые еще продают топливо, выстраиваются с самого утра. Из 11 компаний, занимающихся розничной реализацией ГСМ, бензин можно купить только у 2-3, и то в ограниченном количестве. Отпускают по 15-20 литров в один бак. Владельцы АЗС винят российских поставщиков, которые неожиданно подняли цену. Оптом литр 92-го стал стоить 120 тенге, а продавать по закону его нельзя дороже 115.

Николай Фролов, директор автозаправочной станции:

– Возник дисбаланс цен, и мы просто-напросто не смогли дальше завозить бензин из России. Основная оптовая поставка идет у нас до 80% из России, по Западно-Казахстанской области. С республики у нас идет мало бензина, потому что его в целом-то недостаточно.

Бензиновый кризис эксперты прогнозировали еще в начале месяца. В топливной ассоциации тогда предупреждали, что совсем скоро заправлять автомобили станет нечем. И все из-за того, что правительство, устанавливая предельные цены на розничную продажу, никак не контролирует оптовый рынок ГСМ.

Болат Ауетаев, председатель правления Казахстанской топливной ассоциации:

– Если оптовый рынок будет регулироваться, розничный будет регулироваться, установлена маржа, где владельцы АЗС будут знать, по какой цене они будут покупать, а не так, что сегодня такая цена, завтра такая. То есть на сегодняшний день оптовая цена выше, чем розничная на сегодняшний день. Как работать?

Винят предприниматели и так называемого национального оператора по поставкам нефтепродуктов из России. Единую компанию весной определило тогда еще Министерство нефти и газа. Только вот оказалось, что она не в состоянии обеспечить потребности всех розничных реализаторов. В новом Министерстве энергетики о ситуации знают. В дефиците топлива в приграничных областях винят заезжих автомобилистов. Якобы россияне по дешевке скупают наш бензин, потому казахстанцам его не достается.

Куандык Кулмурзин, директор Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК:

– Представьте, что они заправляются полным баком, все транзитные машины плюс внутреннего рынка машины, плюс к этому еще идет уборка по Казахстану зерновых. Все это приводит к тому, что резкий всплеск потребления дизельного топлива увеличился.

Правительство уверяет, что предпринимает все меры, для того чтобы решить вопрос нехватки топлива. Однако на это потребуется не одна неделя. В Министерстве энергетики не скрывают, что повышенный спрос на ГСМ может продлиться до конца октября. Не исключено, что к этому времени бензин уже подорожает. Ведь в Кабинете министров сейчас решают, насколько именно можно увеличить розничные цены на горючее.

Фото: mln.kz

КТК

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 18 августа 2014   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.