Названы условия снижения цены на бензин в Казахстане

Казахстанские водители, да и просто граждане, задаются вопросом — почему при падении цен на нефть не снижается стоимость конечного продукта — бензина.

Экономист провел нехитрые расчеты и объяснил, при каких условиях возможен спад расценок.

Внутренняя цена на казахстанских НПЗ, которая позволяет перерабатывать и зарабатывать нефтетрейдерам, составляет около 320 долларов за тонну (без НДС), отметил экономист Галим Хусаинов. Если цена на внешнем рынке, за вычетом всех расходов по реализации и налогов упадет ниже этой отметки, то Минэнерго РК может смело опускать цены в стране, считает эксперт.

— Предположим, что количество баррелей в тонне составляет 7,2. Итак, от цены реализации на экспорте (рыночная котировка) необходимо отнять следующие расходы:

1) половину величины налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так как при поставке на внутренний рынок действует понижающий коэффициент - 0,5. Средняя ставка налога составляет 9%, значит, экономия 4,5;

2) рентный налог на экспорт, который исчисляется по прогрессивной шкале от 0 и до 32%, в зависимости от цены;

3) расходы на транспортировку до активного рынка составляют примерно 6 долларов на баррель или 43 доллара на тонну;

4) скидка трейдера. Это очень специфичная величина, и у всех она разная. Для простоты расчетов предположим, что составляет она где-то 4 доллара на баррель от Brent, или 29 долларов на тонну;

5) экспортная пошлина на нефть - 80 долларов на тонну.

Итого постоянные расходы экспортера составляют 80 + 29 + 43 = 152 доллара. Переменные расходы зависят от цены Brent, - рассказал Хусаинов.

Для примера он взял цену в 70 долларов за баррель. В этом случае экономия по налогу на добычу полезных ископаемых составит 23 доллара США на тонну, и по рентному налогу на экспорт — 55 долларов США.

— Итого при текущей цене на нефть экспортер продает нефть, если пересчитать на внутренние цены: 70 x 7,2 - 55 - 23 - 152 = 274 доллара за тонну. А это значит, что цена на внутреннем рынке может быть пересмотрена как минимум на 46 долларов США на тонну, или 11 тенге на литр. Цена, при которой можно рассматривать сокращение внутренних цен, – 83 доллара за баррель. Так что ждем сокращения внутренних цен на бензин, хотя многие нефтедобытчики будут против сокращения внутренних цен, так как им нужно будет хоть как-то компенсировать свои недополученные прибыли, - добавил экономист.

Другим компромиссным вариантом может быть сокращение экспортной таможенной пошлины (ЭТП) и возврат его до 40 долларов за тонну. Но это маловероятно, так как ЭТП идет напрямую в республиканский бюджет и вряд ли кто-то сейчас решится урезать объемы этих поступлений.

Фото: dknews.kz

Азамат Галеев, almaty.tv

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 3 декабря 2014   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.