Что будет с ценами на бензин в Казахстане в новом году

В декабре ушедшего года в Казахстане случился прецедент: предельные цены на ГСМ были снижены, причем дважды. Насколько устойчивой будет эта тенденция, попыталась узнать обозреватель Forbes.kz Венера Гайфутдинова. 30 декабря 2014 был подписан приказ министра энергетики,  согласованный с Министерством национальной экономики РК, «О внесении изменения в приказ министра энергетики Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года № 193 «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен». Согласно приказу, предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, установлены в следующих размерах с учетом НДС: дизельное топливо – 107 тенге за литр, АИ-80 – 89 тенге, АИ-92/93 – 109 тенге.

Ранее, 10 декабря 2014, цены на ГСМ уже были снижены. АИ-92 подешевел со 128 до 115 тенге за литр, дизельное топливо – со 115 до 107 тенге за литр.

Однако, по мнению Сергея Смирнова, аналитика портала oilnews.kz, такая ситуация на внутреннем рынке топлива вряд ли продлится долго. Как объяснил аналитик, на март 2015 перенесен плановый ремонт НПЗ в Шымкенте, и его работа будет на месяц остановлена. При этом весной посевная приведет к росту спроса на ГСМ и, как следствие, к его дефициту в республике. «А на дефицит топлива наши власти реагируют лишь одним способом – повышением цен», - отметил эксперт.

Пока Казахстану удается снижать цены на бензин, по словам Камиллы Манаковой, аналитика в нефтегазовой сфере, за счет низких мировых цен на нефть. Стоимость бензина складывается из цены дистрибьюторов НПЗ, акцизов, затрат на содержание объектов (АЗС и нефтебаз) и прочих расходы предприятий (налоги и другие бюджетные платежи и т.д.). Однако при ценообразовании ГСМ доля стоимости нефтяного сырья составляет около 60%.

Другим немаловажным фактором, который повлиял на снижение цены на бензин в Казахстане, по оценке Сергея Смирнова, стало обесценивание рубля. Отечественные НПЗ не способны обеспечить потребности внутреннего рынка РК и, по данным Сергея Смирнова, около 30-35% бензина поступает к нам из России. Это достаточно значимые объемы, чтобы влиять на рынок. А в результате девальвации российской валюты Казахстан закупает ГСМ в РФ по более низкой, чем прежде, цене. Между тем, в случае возникновения дефицита топлива в РК даже дешевая горючка из России не позволит удержать цены на бензин на прежнем уровне.

О нестабильности ситуации на топливном рынке РК свидетельствует и введение временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов.

Приказом министра энергетики РК, согласованным с Миннацэкономики и Минфином РК, сроком на 6 месяцев вводится запрет на вывоз с территории Республики Казахстан «за пределы таможенной территории Таможенного союза легких дистиллятов и продуктов (код ТН ВЭД ТС 2710 12), средних дистиллятов, керосина, газойлей, дизельного топлива (код ТН ВЭД ТС 2710 19 110 0 — 2710 19 290 0, 2710 19 350 0 — 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 — 2710 20 190 0) и прочих нефтепродуктов (код ТН ВЭД ТС 2710 20 900 0), кроме печного топлива бытового». 

Приказ вступил в силу с 1 января. Такие меры принимаются для недопущения критического недостатка на внутреннем рынке нефтепродуктов и роста цен на них. Как напомнила Камилла Манакова, подобные ограничения повторяются на отечественном рынке ГСМ каждые полгода на протяжении нескольких лет. Последний запрет на экспорт ряда нефтепродуктов был введен в Казахстане до 1 января 2015 постановлением «О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов» от 27 июня 2014.

Фото: 360tv.ru

forbes.kz

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 6 января 2015   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.