Черный квадрат

Жилье по-прежнему останется невостребованным.

На вчерашнем заседании правительства рассматривался проект новой государственной программы жилищного строительства. Насколько мне известно, в ряде областей реализовано по предыдущим инициативам правительства лишь 20 процентов жилья, так как остальные претенденты оказались неплатежеспособными. И сейчас устанавливать цену в 56 тысяч тенге за квадратный метр, по моему мнению, также не реально. Такое жилье по-прежнему останется невостребованным. Но самая опасная вещь в этой цене не то, что она неподъемна. Правительство таким образом дает отмашку строительным компаниям, которые теперь будут знать, что цены на жилье не будут ниже установленной кабмином. Таким образом, можно утверждать, что внесенные предложения – это попытка удержать цены на рынке и показать, что ниже они уже не опустятся, тем самым убедить людей покупать сегодня.

В рамках этой программы не совсем понятен пункт, где акиматам разрешается выкуп квартир по средним ценам, которые сложились в данном регионе. Этим дается отмашка опять же рынку жилья о том, что мы уже нащупали дно. На акиматы возлагается бремя обеспечения граждан жильем, причем они должны дотировать разницу. Таким образом, признается, что средняя цена выше, чем 56 тысяч. При этом будут отвлекаться средства, которые акиматы должны направлять на решение других проблем.

Не совсем понятно отношение к арендному жилью. Вероятно, был бы смысл не искать покупателей на те дома, которые не распроданы, а переводить их в разряд арендного жилья. Но, если говорить об этой категории, мы сталкиваемся с определенными противоречиями. Новая госпрограмма по жилью может действовать только в совокупности с законом об арендной плате. В ряде восточноевропейских стран действует такой закон, согласно которому стоимость арендной платы не превышает 1–2 процентов стоимости жилья. И выше этого предела арендодатель не имеет права сдавать в аренду. Это означает, что в течение 50 лет (в других случаях 25 лет) жилье себя окупает. Таким образом, прежде чем стимулировать ввод в действие муниципальных и частных арендных домов, необходим закон о верхней арендной плате, причем он должен иметь долгосрочное действие, то есть повышение платы должно быть с согласия трех сторон: арендодателя, арендатора и муниципалитета. Под этот закон должны подпадать владельцы всего частного жилья, которые сдают часть жилплощади в аренду.

По моему мнению, долевое строительство вообще следовало бы исключить из практики жилстроя. По тем предложениям, которые вчера рассматривались в правительстве, получается, что у нас совершенствуют этот институт. В частности, планируют довести количество участников до четырех. Мы совершенствуем тот механизм, который вообще не нужен. На самом деле вместо него нужно стимулировать создание жилищно-строительных кооперативов. В этом случае проблемы и с банками, и с застройщиками снимаются автоматически. Контроль качества выполняемых работ и финансирование строительства по этапам будет осуществлять правление ЖСК. Это обычная практика, и не надо ничего нового придумывать и совершенствовать то, что себя не оправдало. Система долевого строительства не могла изначально себя оправдать в силу того, что там был заложен только один механизм – привлечения средств под непонятно какие гарантии. Таким образом и нынешняя госпрограмма направлена в большей мере не на защиту интересов дольщиков, а на защиту крупных застройщиков долевого строительства, которые уже завязли в нем.

19.11.2008

www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 19 ноября 2008   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.