Какая задача, такое и решение

Жилищная программа, несомненно, нужна государству. И главным образом для того, чтобы решить стоящую перед большинством населения проблему жилья. Важно, чтобы все положения программы были сформулированы верно.

Жилищная программа, несомненно, нужна государству. И главным образом для того, чтобы решить стоящую перед большинством населения проблему жилья. Важно, чтобы все положения программы были сформулированы верно.

Ведь в чем проблема ныне действующей программы? Ее цель была сформулирована таким образом, что каждый гражданин получал право иметь собственное жилье. При этом государство обеспечивало только социально уязвимые слои населения, остальным же просто предоставлялось право приобрести жилплощадь. То есть, по сути, программа обеспечивала не жилищное строительство, как таковое, а предоставляла возможность для развития ипотечного кредитования. Соответственно, основное внимание уделялось повышению покупательского спроса. Увеличение платежеспособного спроса при сохранении старого предложения неизбежно привело к росту цен.

Еще один спорный момент – это долевое участие. Сейчас отношения фирмы-застройщика и будущего жильца регулируются несколькими законодательными актами. Однако все это можно было решить, создав строительные кооперативы, которые существовали в советское время. Механизм прост: группа жильцов собирается, выбирает себе подрядчика и проект будущего дома. Естественно, что никаких проблем, вроде тех, что у фирмы не хватает денег на дальнейшее строительство, просто не будет. У нас же законодательство построено на защите тех, кого могут обмануть застройщики. То есть сам закон предполагает, что такие действия не только не исключены, а даже вероятны. Неправильно сформулированная задача ведет к неправильному решению. И эта аксиома больше всего подходит к той программе жилищного строительства, которая действует в республике сейчас.

В новой программе должна быть четко сформулированная цель – обеспечить население доступным жильем. И здесь нет необходимости говорить только о дешевом жилье. Ведь каждый покупает доступную ему жилплощадь. Если мы правильно сформулируем задачу, то, исходя из наличного жилищного фонда, сможем определить потребность каждого города и села в жилье. Соответственно, мы сможем сразу просчитать, сколько строительных мощностей нам необходимо. После этого можно будет определить и временные рамки исполнения программы.
Теперь что касается финансирования. Здесь, с моей точки зрения, может быть несколько источников. Первый – это акиматы: ясно, что на обеспечение жильем социально незащищенных слоев потребуются бюджетные деньги. Второй источник – это взносы тех граждан, которые могут позволить себе участвовать в жилищных кооперативах, которые они сами организовали. Третий источник финансирования – деньги частных инвесторов. И четвертый – это средства пенсионных фондов. Ведь в них аккумулированы достаточно большие суммы, которые никуда не вкладываются. Здесь, кстати, можно опереться на опыт США, где пенсионные фонды являются достаточно богатыми домовладельцами.

Важно понять, что все эти вопросы решаются. Только ими должно заниматься не одно Министерство индустрии и торговли или экономики. Программа должна разрабатываться сообща, при участии акиматов. Тогда и результат от нее будет ожидаемым.

Ссылка на источник: www.liter.kz

Подписка на новости
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.