Всё о «доступном жилье» по линии КИК

В последнее время на форуме сайта www.kn.kz и в комментариях под статьями и новостями было множество вопросов о том, что же подразумевается под возможностью приобрести арендную квартиру с выкупом в рамках программы «Доступное жильё – 2020» от АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания». Сайт www.kn.kz решил напомнить своим читателям о том, кто может участвовать в госпрограмме, какие документы нужно собирать и на что рассчитывать.

Стоит упомянуть, что помимо получения жилья через «КИК», программа «Доступное жильё – 2020» реализуется в Казахстане ещё по нескольким направлениям. Среди них: жильё для очередников МИО, по линии ЖССБК, по линии АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына». Также программа включает в себя ремонт жилфонда по Программе модернизации РК на 2011-2020 годы (вторичное жильё), жильё в рамках пилотных проектов по сносу аварийных домов, строительство ИЖС, строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры и строительство жилья в рамках «Программы занятости 2020».

Программа была утверждена постановлением Правительства РК от 21 июня 2012 года в рамках Послания Президента РК «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Реализацией Программы будет заниматься казахстанское Агентство по делам строительства и ЖКХ. Арендное жильё с правом выкупа (оператором которого выступает АО «КИК») является одним из основных направлений программы. В результате её реализации до 2020 года во всех регионах Казахстана планируется ввести в эксплуатацию 3,125 миллиона «квадратов» арендного жилья.

Итак, кто может участвовать?

Это казахстанцы, состоящие на учете в МИО, как нуждающиеся в жилье из госфонда или жилье, арендованном МИО (местными исполнительными органами) в частном жилищном фонде, но так и не состоящие на учете в МИО.

Приоритетные категории граждан:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  • госслужащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, кандидаты в космонавты, сами космонавты и лица, занимающие государственные выборные должности;
  • граждане Республики Казахстан, единственное жильё которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством РК;
  • лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
  • лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке утверждаемом Правительством РК;
  • пенсионеры по возрасту;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве их на воинскую службу, возраст продлевается на срок её прохождения;
  • оралманы;
  • лица, лишившиеся жилья из-за экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • многодетные семьи;
  • семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, спасении человеческой жизни, охране правопорядка;
  • неполные семьи;
  • сотрудники правоохранительных органов;
  • работники государственных юридических лиц;
  • работники социальных сфер без привязки к государственной принадлежности, работники государственных и (или) частных учебных заведений и предприятий здравоохранения;
  • граждане до 29 лет, имеющие высшее и (или) техническое и профессиональное, послесреднее образование, с момента получения которого прошло не более 9 лет.

Какие документы потребуют?

Потенциальный арендатор предоставляет в МИО (акиматы):

  1. заявление о включении в список по форме, устанавливаемой МИО;
  2. справка территориального органа Министерства юстиции Республики Казахстан (об отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности в населенном пункте, в котором подается заявление на участие в Программе);
  3. справка органа соцзащиты, подтверждающая принадлежность заявителя (семьи) к социально защищаемым гражданам, молодой семье либо справка с места работы, в т.ч. службы государственного служащего, работника бюджетной организации, военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов и др.;
  4. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному местожительству (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов).

При необходимости заявитель представляет также справку государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье страдающего тяжёлой формой заболевания, предоставляющую право на дополнительную жилую комнату.

Подробную информацию о местах получения необходимых документов можно получить в самом акимате.

Рассмотрение документов

После получения документов от претендентов на арендное жильё, акиматы составят предварительный список потенциальных арендаторов (с учётом всех приоритетов). Такие списки вместе с документами, направят в КИК для оценки платёжеспособности потенциальных арендаторов.

Если человек, подавший заявление на получение квартиры по программе, будет, соответствовать всем требованиям по платежеспособности, КИК направит в акимат список одобренных потенциальных арендаторов, для последующего распределения.

Распределение жилья будет производиться акиматами в зависимости от потребностей и платёжеспособности арендаторов. Также МИО совместно с Агентством по делам строительства и ЖКХ, будет осуществлять планирование строительства арендного жилья по площадям и классу комфортности квартир. А дочерняя организация КИК – ТОО «Единая платёжная система» займётся заключением соответствующих договоров аренды и предоставлением графиков платежей.

На что рассчитывать?

  1. Срок аренды с правом выкупа – 15 лет;
  2. Площадь арендного жилья – от 35 до 75 «квадратов»;
  3. По истечении срока аренды жильё переходит в собственность арендатора;
  4. Возможность выкупа арендного жилья – после 10 лет аренды;
  5. Первоначальный гарантийный взнос – 6 месячных арендных платежей;

Кроме этого, при недостаточности доходов можно привлечь соарендаторов, можно уступить право аренды с выкупом третьему лицу, а также есть возможность переселиться в арендное жилье большей или меньшей площади (в зависимости от текущего финансового состояния арендатора).

Стоимость жилья с учётом аренды будет определяться в зависимости от сейсмичности и региональных особенностей.

Пример подсчёта стоимости арендного жилья площадью 50 квадратных метров:

При стоимости квартиры 100 тысяч за «квадрат», его аренда составит 927 тенге. Ежемесячный платеж выльется примерно в 46,4 тысячи тенге (927 х 50 квадратов). При этом гарантийный взнос составит около 278 тысяч тенге (46,4 х 6 месяцев). В итоге стоимость жилья с учётом аренды составит около 8,3 миллиона тенге (ежемесячный платёж х 12 месяцев х 15 лет).

Информационная служба kn.kz